Пьеса популярного советского поэта и драматурга Виктора Гусева «Слава» вышла в свет в 1936 году и тут же пустилась в триумфальное шествие по советским театрам. Имя Виктора Гусева сейчас по большей части ассоциируется с именем его внука, полного тезки, когда-то известного спортивного комментатора Виктора Гусева. Но истинная популярность не всегда в именах — достаточно, например, сказать, что песня «Полюшко, поле…», которую многие считают народной, написана на стихи Гусева-старшего. А сценарии к фильмам «Свинарка и пастух» и «В 6 часов вечера после войны», непререкаемым народным хитам раннего СССР, намертво впечатали Гусева в пантеон советских звездных литераторов.
Прошло около 90 лет, и Константин Богомолов возвращает похороненную «Славу» в российскую театральную орбиту.
Спектакль Богомолова «Слава»,
в Большом Драматическом Театре в Петербурге,
был поставлен в Другое Время.
В то время, многие деятели искусств,
пытались, как бы подвести итоги
прошедшей советской эпохи «Бури и Натиска».
Что называется, остановиться, оглянуться.
И у многих, оно, это отношение, было разным.
Кто-то лично жил в том времени.
Например, у Эдуарда Лимонова
это была его повесть «У нас была великая эпоха»,
у Бориса Рыжего стихотворение
«Как хорошо мы плохо жили» и т. д.
Константин Богомолов в Том времени
успел только родиться,
но жили его отец и мать.
А они, судя по всему, были друг другу близки.
Эпоха была разная.
Это была эпоха и «Большого Террора,»
но это была эпоха и «Большого Стиля».
И стихотворная пьеса Виктора Гусева,
была одним из образцов этого стиля.
Про тот спектакль Константина Богомолова
что только, и кто только не писал.
И в публицистическом запале
(помимо художественного таланта,
у Константина Богомолова, есть
ещё и какой-то извращённый талант
вызывать к себе личностную,
физическую неприязнь,
вплоть до ненависти),
кажется, мало кто увидел то,
про что Богомолов ставил тот спектакль.
Тот спектакль был о Прощании.
Тихом, задумчивом, немного грустном,
Прощании с Советской Эпохой.
С её «Великими Свершениями»,
и, в том числе, с её «Большим Стилем».
Потому не случаен был выбран именно
Ленинградский БДТ имени Товстоногова
с его советской историей и относительно
возрастные артисты этого театра.
Всё это вместе,
плюс умение Богомолова создать ансамбль,
а в этом ансамбле добиться единого тона,
стилистически единой игры у всех исполнителей,
всё это вместе и работало на тот его замысел.
Хороший был спектакль.
Но это была другая эпоха не только Страны,
Но и Богомолова.
Он был лёгок, азартен.
На разных сценических площадках и в разных театрах.
Ставил много, разнообразно
и в драматических театрах, и в оперных,
и сериалы снимал – такое было ощущение,
что человек долго молчал, всё в себе копил,
а тут появилась счастливая возможность,
историческая щель,
когда можно высказаться по полной программе
и надо успеть, «пока не началось».
Похоже, что успел.
И, кажется, что высказался.
Но, похоже, что не до конца.
А тут, как раз и началось.
Спектакли Богомолова теперь в уже его Театре,
где он главный режиссер, я, к сожалению, не видел.
По техническим причинам.
Но посмотрел бы спектакль «Слава».
Судя по Вашему пересказу, и, не смотря на Ваше,
судя по всему, непростое к Константину Богомолову отношение,
спектакль, по крайней мере, с художественной,
театральной точки зрения, интересный.
И, всё-таки, почему нужно было ему
снова обращаться к этому материалу,
именно к этой пьесе и именно сегодня,
я не очень понял.
(что-то он такое говорил где-то, о хорошем литературном материале для его, ну, не очень ещё обремененных общегуманитарным образованием молодых актеров; но это странно, это же не учебная сцена театрального института)
Что он такого в этой пьесе увидел нового,
и что он хотел сказать такого, чего не сказал прежде,
чего ему не мог дать другой
литературный или драматургический материал…
Слава Богу, в большом художественном мире
написано столько…