Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Психологи, которые работают с пациентами из России, говорят об устойчивом росте числа жалоб, связанных с обострением у них тревожных и депрессивных состояний. Во многом это связано с крушением надежд на то, что война скоро кончится и все «починится». При этом внутри страны ужесточаются репрессии в адрес тех, кто не поддерживает политику Путина и военную агрессию против Украины. Все это усиливает переживания и усугубляет эмоциональное состояние людей. Психотерапевт Андрей Юдин рассказал Фариде Курбангалеевой, как справиться с мыслью о том, что война будет долгой, и пережить темные времена.
«В тоталитарных системах общение между людьми становится механистичным, словно между винтиками внутри бездушного механизма»
— На что чаще всего жалуются россияне во время терапии?
— Наиболее частые мотивы, с которыми сталкиваюсь я и мои коллеги, это — «не понимаю, как дальше жить», «не чувствую себя в безопасности», «непонятно, как планировать свое будущее и будущее детей», «а что, если станет намного хуже?». А у более депрессивных личностей проявляется мотив «А зачем жить, если впереди только кошмар?».
— К последнему вопросу обязательно вернемся. Но сначала скажите, есть ли методика для помощи людям, по жизням которых прошлась война — либо в открытой форме, как у украинцев, либо в более отдаленной, как у антивоенно настроенных россиян. И есть ли что-то, что психологически объединяет этих людей?
— Мне кажется, здесь перекликаются две темы. Первая — это кризисная психология, которая занимается помощью людям, пережившим войны, катастрофы и другие травматогенные ситуации. То есть кризисная помощь, работа с посттравматическими стрессовыми расстройствами и другими проблемами, которые их сопровождают. А вторая — это политическая психология, которая исследует взаимовлияние политической системы и личности, а также ее подраздел — психология авторитаризма.
Если мы хотим провести параллель между двумя этими ситуациями, то общим мотивом будет то, что и там, и там происходит нездоровое и зачастую неожиданное вторжение внешней реальности во внутренний мир человека.
Если в более-менее нормальной ситуации существует некий баланс, гомеостаз между личностью и обществом, то в случае войны или господства авторитарных или тоталитарных систем происходит та или иная степень вторжения внешних обстоятельств во внутренний мир человека, которая может приводить к потрясениям и травмам.