
Железнодорожный мост через реку Сан в городе Перемышль. После того, как Гитлер и Сталин в 1939 г. оккупировали Польшу, река стала частью новой советско-германской границы. Вид на левый (в 1939–1941 гг. — советский) берег Сана.
Почтовая открытка нач. XX в. Приведено в книге Льва Симкина «Мост через реку Сан» © Издательство «Эксмо»
В сентябре 1939 года нацистская Германия и сталинский СССР совместно оккупировали Польшу. Новая советско-германская граница пролегла в том числе через польский город Перемышль на реке Сан. Немедленно через единственный уцелевший железнодорожный мост через реку (все остальные были взорваны поляками) с запада на восток — с германской территории на советскую — начался исход польского еврейского населения.
А спустя несколько месяцев новый поток еврейских беженцев двинулся в обратную сторону: многие польские евреи предпочли смертельную опасность гитлеровской оккупации будням советской реальности.
Подавляющее большинство евреев, вернувшихся в Польшу, погибли в огне Холокоста. А те, кто остались в СССР, хотя и подверглись репрессиям, по большей части сумели пережить войну. Судьбам этих людей посвящена новая книга историка и публициста Льва Симкина «Мост через реку Сан. Холокост: пропущенная страница» (выходит в издательстве Эксмо).
Вспоминаются слова одной венгерки, пережившей взятие Будапешта в 1945 г. "Русские были лучше немцев. Немцы, если сказали, что расстреляют - расстреливали. А русские могли сказать, что расстреляют, но потом вместо этого накормить".
Из текста видно, что система фильтрации прибывавших евреев работала по-русски безалаберно. Хватали столько, сколько могли переработать, с целью показать свою бдительность, а не пресечь возможную опасность.
Мой папа, 1924гр вместе с родителями перешёл из части Польши, оккупированной Германией, в часть советскую. Шли они из небольшого посёлка под Санеком (тоже на реке Сан) в Косов, который в Ивано-Франковской области. Судя по всему, именно через этот мост.
Я много архивов пересмотрела, много узнала об их судьбе, многих родственников нашла, которым удалось спастись. Но мне до сегодняшнего дня в голову не приходило, что надо искать записи из таких пограничных фильтрационных пунктов!
Я попыталась найти контакты Льва Семёновича и написать ему, чтобы он направил в соответствующий архив.
Для справки: мои не вернулись в Германию. Бабушка погибла в лагере уничтожения в Бежецке. Дедушка и папа были, судя по всему, высланы в Среднюю Азию в июне 1941 года и примкнули там к армии Андерса. Воевали на ближнем Востоке и в Италии. Дедушка скончался в 1945 в военном госпитале в Британии. Папа - в возрасте 95 лет - у меня дома, в Канаде.