Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press
За что в России ни возьмутся — все заканчивается монополией или Госпланом. Почему так? Почему в России никак не получается конкуренции — ни внутри страны, ни на международной арене? Почему российская антимонопольная служба при этом берется рассчитывать «правильные» цены вместо выполнения своих прямых обязанностей? «Деньги» решили поговорить об этом с экономистом Николаем Кульбакой.
— Хотела поговорить о такой малопопулярной ныне и плохо понимаемой вещи, как антимонопольная политика государства. И начну с вопроса: а зачем нужна антимонопольная политика? Чем плохи монополии, зачем нужна борьба с ними? Есть, например, государственные нефтяные компании в петрократиях типа Саудовской Аравии, и они вполне эффективны. Глобальные технологические корпорации, взять хоть американские, хоть китайские, тоже никому не мешают. Так зачем же бороться?
— Здесь есть сразу несколько моментов. Первый момент заключается в том, что теоретически, если мы будем говорить о таком понятии как монополия, то любая монополия всегда приводит к тому, что цена на рынке растет. Чем меньше игроков на рынке, тем, в среднем, выше цена и меньше объем продаж. Это означает, что товара будет меньше, и он будет по более дорогой цене. Это общая проблема, которая всегда существует на всех рынках. Проблема заключается в том, что есть рынки, на которых невозможно обойтись без монополии, это связано с принятым у экономистов понятием «эффект масштаба». Что это такое? Я приведу очень простой пример.