Ямщик с богатыми санями. Гравюра Джозефа Стедлера из книги английского путешественника Роберта Кера Портера Travelling Sketches in Russia and Sweden (1809)

Ямщик с богатыми санями. Гравюра Джозефа Стедлера из книги английского путешественника Роберта Кера Портера Travelling Sketches in Russia and Sweden (1809)

The British Library / flickr.com (Public Domain)

«Для жителей Запада, прибывавших в Санкт-Петербург морем, город был чем-то вроде острова или порта на побережье обширного колониального материка. О внутренних континентальных районах страны у них было смутное представление: туда доставлялись идущие с Запада грузы, оттуда поступали товары, которые корабли везли обратно на Запад, это была родина коренного русского населения города, но мало кто из приезжих был знаком с ними по собственному опыту.

Однако они видели, что Санкт-Петербург полон иностранцев и построен по образцу иностранных городов. Поэтому многие подозревали, что он не является настоящей или, как выразился итальянский путешественник Джакомо Казанова, "чистой Россией".

Российские территории к западу и северу от Санкт-Петербурга (остзейские губернии и Финляндия) были населены в основном латышами, эстонцами, немцами, финнами и шведами. Однако двигаясь на юго-восток, можно было добраться до этнического центра России и ее исторической столицы — Москвы. Поэтому путешественники, желавшие увидеть "чистую Россию", отправлялись именно туда».

В издательстве Academic Studies Press / Библиороссика готовится к выходу перевод интереснейшей книги Александра Мартина «Из Священной Римской империи в страну царей: одиссея одной семьи, 1768–1870».

Автор книги, известный американский славист, специалист по культурной истории России XVIII-XIX столетий (мы в свое время рассказывали о его книге «Просвещенный метрополис») обнаружил в Отделе письменных источников Исторического музея в Москве рукопись немецкого путешественника Иоганна Амвросия Розенштрауха (1768–1835) — масона, протестантского пастора, родоначальника влиятельной купеческой семьи, который половину своей жизни провел в Священной Римской империи, а другую половину — в России.

Дополняя мемуары Розенштрауха свидетельствами других современников-иностранцев, Александр Мартин делает глубокие наблюдения над устройством Российской империи начала XIX века. С любезного разрешения издательства публикуем отрывок из главы «Чистая Россия», посвященный путешествию героя книги (и других иностранцев) из Петербурга в Москву.