Алексей Навальный

Алексей Навальный

Facebook* Алексея Навального (* – принадлежит Meta, признанной экстремистской организацией и запрещённой на территории РФ)

«Окончательно убит»

Я долго не могла заставить себя начать писать эту статью, в глубине души теплилась маленькая надежда, что он не умер, ведь тела никто не видел, и все еще может быть иначе… Наверное, это мой внутренний ребенок, живущий в каждом (или почти в каждом) взрослом, не хочет верить в несправедливость и жестокость этого мира и мечтает о чуде.

Но я уже очень давно взрослая, и знаю, что чудес не бывает.

Прошла ровно неделя. 16 февраля теперь долго будет траурной датой, в этот день убили человека, который был живой (понимаете, он был ЖИВОЙ!) надеждой на лучшее будущее нашей несчастной России.

В тот день известный журналист-расследователь Христо Грозев (внесен минюстом в реестр иноагентов) написал на своей странице в X (бывшем Твиттере): «Navalny was finally killed by Putin today» («Навальный был окончательно убит Путиным сегодня»). «Окончательно убит», потому что 3,5 года назад, в августе 2020-го, Навального уже пытались убить ядом под названием «Новичок», но чудом (не тем, которого не бывает, а рукотворным) он остался жив. Именно Христо Грозев* сумел найти исполнителей того неудавшегося убийства, и вместе с выжившим Навальным и его соратниками разоблачил их. Ими оказались сотрудники особого 2-го отдела ФСБ, работавшие под вывеской Института криминалистики этой мрачной спецслужбы.

Теперь Христо Грозев* ищет тех, кто довел этот чудовищный замысел до конца. «Как бы странно это ни звучало, — говорит Христо, — приказ о ликвидации Алексея в колонии могли отдать и прежней команде. И мы в расследовании, может быть, выйдем не на новых исполнителей, а на тех, кто уже травил Навального в 2020-м. Им вполне могли сказать: «Пора, ребята, довести то дело до конца». К тому же они все уже рассекречены — зачем рисковать новыми людьми?»

«Ты зачем вернулся?»

С тех самых пор, как Алексей объявил, что после лечения в Германии возвращается домой, в Россию, звучат недоумевающие голоса: зачем он вернулся, это было ошибкой, может быть, его обманули — и это самые невинные предположения. Странно, что недоумевают даже те, кто верил в Навального, надеялся на него, видел в нем лидера. Неужели они считают своего лидера недалеким, наивным, не умеющим просчитать события на несколько шагов вперед? Неужели не понимают, что так говорить — это значит унижать человеческое достоинство Навального, обесценивать дело его жизни, совершенно не понимать его? Еще более странно, что эти голоса не умолкают и после того, как Алексей Навальный сам ответил всем недоумевающим.

В январе 2024 года он передал для нас такой текст:

«Ровно три года назад я вернулся в Россию, пройдя лечение после отравления. В аэропорту меня арестовали. И вот три года я сижу. И три года отвечаю на один и тот же вопрос… «Ты зачем вернулся?»

Отвечая на этот вопрос, я уже даже испытываю легкую досаду двух видов. Первую — на себя, что не мог найти таких слов, чтобы всем стало понятно и перестали спрашивать. Вторую — на российскую политику последних десятилетий, которая настолько привила обществу цинизм и конспирологию, что люди в принципе не верят простым мотивам.

Мол, раз вернулся, значит, с кем-то договорился. Просто не сработало. Или пока не сработало. Есть какой-то хитрый план, в котором задействованы башни Кремля. В любом случае, есть какая-то ТАЙНАЯ подоплека. Ведь все в политике устроено не так, как кажется.

Но нет никаких тайн и схем. Все на самом деле так просто.

У меня есть моя страна и мои убеждения. И я не хочу отказываться ни от страны, ни от убеждений. И я не могу предать ни первого, ни второго. Если твои убеждения чего-то стоят, ты должен быть готов постоять за них. И если надо, пойти на какие-то жертвы.

А если не готов, то и убеждений у тебя никаких нет. Тебе просто кажется, что они есть. Но это не убеждения и принципы, а так — мысли в голове.

Из этого, конечно, не следует, что все, кто сейчас не сидит по тюрьмам, не имеет убеждений. Каждый платит свою цену. У многих она и без тюрьмы ой какая высокая. Я участвовал в выборах и претендовал на лидерские позиции. С меня и спрос другой. Я объехал всю страну и везде объявлял со сцены: «Обещаю, что я вас не подведу, и я вас не обману, и я вас не брошу». Вернувшись, я и выполнил обещание своим избирателям. Должны же, в конце концов, появиться в России те, кто им не врет.

Сложилось так, что в России сейчас за своё право иметь и не скрывать свои убеждения я должен заплатить тем, что буду сидеть в одиночной камере. И мне, конечно, не нравится сидеть. Но ни от своих идей, ни от своей родины я не откажусь…».

Понимал ли Алексей, что за свои убеждения и принципы ему, возможно, придется заплатить не только свободой, но и жизнью? Что его могут убить, причем в любой момент? Конечно, понимал, даже, наверное, лучше, чем кто-либо. И его близкие люди, его семья, тоже это понимали. И принимали, потому что для Алексея Навального не стоял выбор — сохранить свободу и жизнь в обмен на отказ от всего, к чему он призывал людей.

Алексей Навальный после отравления

instagram.com/navalny (Instagram — проект компании Meta; компания признана экстремистской, ее деятельность на территории РФ запрещена)

И его жена, Юлия Навальная, знала это так же точно, как знал сам Алексей.

Тот же Христо Грозев* после убийства Навального рассказал: «Помню, как еще накануне возвращения Алексея в Россию я спросил у Юлии, понимает ли она, что его там точно арестуют. Она в ответ просто улыбнулась и сказала: Христо, ты такой наивный. Не просто арестуют, но и годами будут удерживать в застенках. А может, и убьют».

Мне кажется, что в жертвенности Алексея был еще один мотив, о котором он не говорил публично, может быть, он мог обсуждать это только с женой, а может быть, и с ней не говорил, но она, безусловно, это и без слов понимала. Ведь он почти умер там, в самолете Томск-Москва, как он сам рассказывал, он был уверен, что умирает. (Вызывает раздражение и даже злость, что люди не слушают и не слышат, что им говорят. Ведь Алексей о многом откровенно писал и говорил, он почти все о себе сам рассказал нам, но почему-то мало кто верит тому, что он говорил. Хотя, и об этом Навальный тоже сказал: про «российскую политику последних десятилетий, которая настолько привила обществу цинизм и конспирологию, что люди в принципе не верят простым мотивам».) Поэтому, когда он выжил, он расценил это как чудо, как дар божий, и, возможно, будучи человеком верующим, принял решение посвятить эту дарованную ему жизнь людям и своей любимой стране. Кто-то, уверовав в дар божий, идет с ним в монастырь, а Алексей пошел с ним к людям. Возможно, это давало ему силы переносить все издевательства, которым подвергали его в заключении, с потрясающим мужеством и улыбкой.

Наша совесть и надежда

Все три года, которые Алексей провел в заключении, не мы поддерживали его, а он нас. Его незабываемая светлая улыбка, его уверенность в том, что все в итоге будет хорошо и добро не может не победить зло, его юмор, его любовь к жене и детям, которую он не стеснялся проявлять, его забота о других людях, его честность и откровенность — это было мощнейшей поддержкой в гнусные и темные времена, помогало выживать всем, кто читал его посты, смотрел видео судебных заседаний, на которых он находился в клетке, но был самым свободным и раскованным. И страх за него и за себя отступал, и появлялась надежда, казалось, что вопреки всем опасениям он не может погибнуть, он все преодолеет и обязательно выйдет на свободу, и поведет нас за собой в Прекрасную Россию Будущего.

Он был таким и на заседании 15 февраля. Улыбался, шутил. Дарил надежду. А 16 февраля ФСИН сообщил о его смерти.