Госдума РФ

Недаром французы говорят: «Проще не изменить ни разу, чем изменить только один раз». Когда в 2021 году впервые повысили налог на доходы физических лиц (НДФЛ) для зарабатывающих более 5 млн рублей в год, многие эксперты расценили это как отмену запрета на повышение налогов, который продержался не одно десятилетие. И вот продолжение — готовится законопроект о повышении НДФЛ до 25% «для богатых».

Законопроект о прогрессивном налогообложении доходов физлиц, как пишут «Известия», подготовлен к внесению в Госдуму главой комитета по защите конкуренции Валерием Гартунгом и лидером фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергеем Мироновым. Предлагается установить следующие ставки: 13% — при годовом доходе до 5 млн рублей; 15% — свыше 5 млн и до 24 млн рублей в год; 18% — свыше 24 млн и до 200 млн рублей в год; 20% — свыше 200 до 500 млн рублей в год; 25% — свыше 500 млн рублей в год.

Как подчеркивается в пояснительной записке к проекту, по экспертным оценкам поступления от введения новых ставок от НДФЛ превысят 1 трлн рублей. «Дополнительные суммы НДФЛ предполагается направлять в федеральный бюджет, по аналогии с действующим законодательством, и впоследствии направлять в региональные бюджеты для обеспечения финансирования программы повышения оплаты труда медицинских и педагогических работников», — говорится в документе.

Трогательная забота о медиках и учителях немного спотыкается о слова про направление дополнительных налогов в федеральный бюджет. А зачем, собственно, если медиков и учителей финансируют местные бюджеты? Ну да простим авторам эту ханжескую заботу — хотя мысль о том, что дефицит бюджета в текущем году составит чуть больше предполагаемой суммы дополнительных поступлений от НДФЛ не выходит из головы. В конце концов, все мы люди взрослые и понимаем — если военные расходы достигли 40% всех расходов, обогнав расходы социальные, то надо же брать деньги не только из стремительно пустеющей «копилки» ФНБ. Впрочем, и при первом повышении НДФЛ вырученные допдоходы бюджета планировали направить на лечение детей с редкими, хроническими и тяжелыми заболеваниями, закупать дорогостоящие лекарства, технику и средства реабилитации. Кто-то заметил, как здорово стало детям с редкими и тяжелыми заболеваниями?

При этом не могу сказать, что нынешняя плоская шкала, так долго служившая пропаганде «страны с самыми низкими налогами», сильно справедлива.