Музей Американской киноакадемии в Лос-Анджелесе

Музей Американской киноакадемии в Лос-Анджелесе

Barbara Munker/dpa/ Global Look Press

«Это первый «Оскар» в украинской истории. Это честь для меня. Но, вероятно, я первый режиссер в истории, который скажет, стоя на этой сцене: «Хотел бы я, чтобы этого фильма не было». Я бы отдал эту награду, чтобы Россия никогда бы не нападала на Украину, никогда не захватывала наши города, чтобы не убивала десятки тысяч украинцев, чтобы не удерживала заложников — гражданских и солдат, которые защищали свою землю. Но я не могу изменить историю, не могу изменить прошлое. Но мы все вместе. Вы — самые талантливые люди в истории. Мы должны убедиться в том, что история будет записана верно. И правда восторжествует. И люди в Мариуполе, и те, кто отдал свои жизни, никогда не будут забыты. Фильмы формируют воспоминания, а воспоминания формируют историю. Спасибо всем, спасибо Украине. Слава Украине!»

Это — оскаровская речь Мстислава Чернова, режиссера и фотографа, получившего «Оскара» за лучший документальный полнометражный фильм. Это — то, ради чего состоялось в воскресенье ежегодное околокинематографическое нарядное действие в театре «Кодак». Это — то, что с полным правом и в прямом смысле можно назвать «праздником со слезами на глазах». Украина, давшая кинематографу Довженко, Параджанова, Муратову, получила высшую кинонаграду, но, как правильно отметил Чернов, лучше бы этого фильма не было. Однако он нужен сейчас куда больше, чем весь кинематограф вместе взятый.

«20 дней в Мариуполе» — хроника величайшего злодейства, учиненного Россией, хроника, которая должна остаться и останется в истории. Да, лучше бы этого фильма не было. Точнее — лучше бы не было повода снимать этот фильм. Но он есть, и он — для будущего. Для суда. Для тех, у кого сейчас «все не так однозначно», — чтобы когда-нибудь потом стало наконец однозначно. Чтобы они в ужасе забубнили: «Мы же ничего не знали, нам по телевизору совсем другое рассказывали!» Сегодня ни они, ни сторонники войны все равно ничего не поймут и не поверят — скажут «фейк» или «это же ВСУ само обстреливало».

Строгость и точность, с какими сделан фильм, заранее напрочь отметают любые возможные упреки в манипуляции. Здесь нет ни одного случайного, неизвестно откуда взявшегося кадра. Здесь нет монтажных изысков. Здесь нет проклятий в адрес убийц и оккупантов. Все равно пропаганда? Безусловно — пропаганда мира, пропаганда ненависти к убийцам, пропаганда настоящей журналистской профессии.

https://www.youtube.com/watch?v=9H_Fg_5×4ME

А рубрику In Memoriam «возглавил» Алексей Навальный — показали отрывок из прошлогоднего оскароносного документального фильма «Навальный», где он призывает не сдаваться. Вы хотели российского присутствия на «Оскаре»? Ну получите. Долго еще нам вот так присутствовать там, где есть жизнь, а Россию будут вспоминать только во связи со смертью, которую она сеет по миру.

И могло бы быть удовлетворение от нынешнего «Оскара», несмотря на розданные вопреки всем представлениям о художественной ценности статуэткам (об этом — чуть позже), если бы не одна вещь.