«Это первый «Оскар» в украинской истории. Это честь для меня. Но, вероятно, я первый режиссер в истории, который скажет, стоя на этой сцене: «Хотел бы я, чтобы этого фильма не было». Я бы отдал эту награду, чтобы Россия никогда бы не нападала на Украину, никогда не захватывала наши города, чтобы не убивала десятки тысяч украинцев, чтобы не удерживала заложников — гражданских и солдат, которые защищали свою землю. Но я не могу изменить историю, не могу изменить прошлое. Но мы все вместе. Вы — самые талантливые люди в истории. Мы должны убедиться в том, что история будет записана верно. И правда восторжествует. И люди в Мариуполе, и те, кто отдал свои жизни, никогда не будут забыты. Фильмы формируют воспоминания, а воспоминания формируют историю. Спасибо всем, спасибо Украине. Слава Украине!»
Это — оскаровская речь Мстислава Чернова, режиссера и фотографа, получившего «Оскара» за лучший документальный полнометражный фильм. Это — то, ради чего состоялось в воскресенье ежегодное околокинематографическое нарядное действие в театре «Кодак». Это — то, что с полным правом и в прямом смысле можно назвать «праздником со слезами на глазах». Украина, давшая кинематографу Довженко, Параджанова, Муратову, получила высшую кинонаграду, но, как правильно отметил Чернов, лучше бы этого фильма не было. Однако он нужен сейчас куда больше, чем весь кинематограф вместе взятый.
«20 дней в Мариуполе» — хроника величайшего злодейства, учиненного Россией, хроника, которая должна остаться и останется в истории. Да, лучше бы этого фильма не было. Точнее — лучше бы не было повода снимать этот фильм. Но он есть, и он — для будущего. Для суда. Для тех, у кого сейчас «все не так однозначно», — чтобы когда-нибудь потом стало наконец однозначно. Чтобы они в ужасе забубнили: «Мы же ничего не знали, нам по телевизору совсем другое рассказывали!» Сегодня ни они, ни сторонники войны все равно ничего не поймут и не поверят — скажут «фейк» или «это же ВСУ само обстреливало».
Строгость и точность, с какими сделан фильм, заранее напрочь отметают любые возможные упреки в манипуляции. Здесь нет ни одного случайного, неизвестно откуда взявшегося кадра. Здесь нет монтажных изысков. Здесь нет проклятий в адрес убийц и оккупантов. Все равно пропаганда? Безусловно — пропаганда мира, пропаганда ненависти к убийцам, пропаганда настоящей журналистской профессии.
А рубрику In Memoriam «возглавил» Алексей Навальный — показали отрывок из прошлогоднего оскароносного документального фильма «Навальный», где он призывает не сдаваться. Вы хотели российского присутствия на «Оскаре»? Ну получите. Долго еще нам вот так присутствовать там, где есть жизнь, а Россию будут вспоминать только во связи со смертью, которую она сеет по миру.
И могло бы быть удовлетворение от нынешнего «Оскара», несмотря на розданные вопреки всем представлениям о художественной ценности статуэткам (об этом — чуть позже), если бы не одна вещь.
ППС. Для тех, кому лень самостоятельно искать цифры. Судя по открытым источникам, в результате террористического нападения ХАМАС на Израиль 7 октября было убито 1200 израильтян, 200 с лишним остаются в заложниках. В результате ответной военной операции Израиля (которая длится до сих пор!) было убито уже более 20 тысяч палестинцев (а сотни тысяч людей были вынуждены бросить свои дома и бежать от войны). Как можно видеть, между этими двумя числами — 20-кратная разница и с продолжением военных действий она будет только расти. В Секторе Газа — гуманитарная катастрофа. Это ответное гипернасилие со стороны Израиля абсолютно ничем в человеческой логике оправдать нельзя (как и атаку террористов на Израиль, разумеется). Но агрессия Израиля — длящаяся по сей день, приводящая к чудовищным жертвам среди мирного населения, и поэтому неудивительно, что у любого разумного и человеколюбивого человека эта агрессия вызывает сильный проест. Так что и удивляться уклону высказываний на церемонии Оскара тоже не стоит. Если вы разумный и человеколюбивый человек, разумеется. Стоит удивляться тому, что этих высказываний мало и что они пока еще очень слабы. (Что опять возвращает нас к проблеме неравной оценки многими людьми стоимости человеческой жизни в зависимости от национальности, цвета кожи и т.п.).
Действительно, даже данная статья использована авторкой как политическая площадка для политического высказывания. Чего уж удивляться американцам. В связи с этим вопрос к Екатерине: знает ли она, сколько израильтян и сколько палестинцев погибло после 7 октября и от чего именно (от чьих рук) они погибли?
ПС. Судя по количеству негативных реакций на данный комментарий напрашивается грустный вывод, что даже среди читателей Репаблика много тех, кто делит людей на сорта и считает, что люди одной национальности/территории/гражданства имеют больше прав на жизнь, чем люди другой.
вы не поверите, но меня за поддержку Израиля назвали антисемитом. вот там пониже
Тут дело в двух вещах: 1) назвать человека каким-нибудь негативным словом или поставить ему "дизлайк" ничего не стоит (доказательства и аргументы ведь для этого не требуются) — это проходит по категории эмоциональных и бессмысленных оскорблений, которые можно смело игнорировать, и 2) отстаивать права тех, кто несимпатичен (например, "грязных" "недоразвитых" палестинцев), гораздо сложнее (многие люди с этим просто не справляются — что мы и видим в комментариях и оценках даже здесь, в, казалось бы, либеральной среде).
Конечно, знает, поэтому и пишет. Спасибо, Екатерина! Как же так, думал я о Глейзере? Но забыл, что он клипмейкер. Конечно - максимальная целевая аудитория.
А вы откуда знаете, что она знает? Если человек что-то написал, это еще не значит, что он что-то знает. Никаких свидетельств на этот счет она не приводит. И к вам аналогичный вопрос — вы сами-то знаете или просто готовы верить всему, что пишет ваш авторитет, без всякой проверки?
Прекрасно она все знает.
Каждый год кинокритики забывают, что "Оскар" - это про прокат. А чемпионат мира по кино - Канны.
Когда-то "Оскар" БЫЛ про прокат. Но он давно уже не про что конкретное.
А тогда про что? Американцы - люди конкретные, зря жужжать не станут.
Ну вот они и пытаются найти что-то новое. Только пока безуспешно - так что просто жужжат.
Если "пора перестать требовать от «Оскара» внимания к действительно ценным фильмам", то зачем же вообще за ним следить (ну, с кинематографической точки зрения, а не с социальной)?
вообще-то в речи при получении статуэтки чувак из Зоны интерсов УПОМИНАЛ жертв 7 октября, вы прямо лжете. Идите и переслушайте
Ну, лжете-то как раз Вы, уважаемый. Вот цитата из статьи Барабаш:
-
"Джонатан Глейзер, получивший статуэтку за лучший фильм на иностранном языке «Зона интересов» о Холокосте, произнес со сцены спич в защиту палестинцев. Как они все умудряются отворачивать носы от 7 октября?"
-
Где тут сказано, что "не упомянул"? Он (Глейзер) имел в виду, что в том, что произошло 7-го октября, виноват Израиль. Вы с ним согласны, сознайтесь? Да?
нет, он прямо сказал, что евреи слишком обнаглели, требуя исключительности СВОЕГО холокоста. Запрещая армянский, запрещая других мертвых мирных людей. И ТОЛЬКО ИХ ШОА - это КАТАСТРОФА. А все остальные - говно.
Но если вам нужна моя личная позиция - то вы не угадали, мне плевать на всех до единого палестинцев. Я о них не думаю ни секунды в жизни. И уж лучше пусть победит Израиль какими угодно путями, хоть полным истреблением.
Но это не значит, что Израилю МОЖНО монополизировать страдания
А, понятно. То есть Вы прямо, честно и откровенно сообщаете о том, что Вы антисемит (как и этот самый Глейзер). Ну что ж, Вы в большой компании. Антисемитов почему-то много на свете. Почему - ну, у меня есть некоторые соображения на этот счет, но я уж не буду их здесь обсуждать. Тем более с Вами.
Цитата: «Прямо сейчас мы стоим здесь как люди, которые отрицают свое еврейство и то, что Холокост произошел в результате той же оккупации которая и сегодня привела к катастрофе для стольких невинных людей, будь то жертвы 7 октября в Израиле или погибающие и по сей день в ходе боевых действий жители сектора Газа»
Статья Барабаш вообще позорная. Зачем такая желчь напоказ нужна на "Репаблик"?
Статья Барабаш отличная.
Ну а Вы, случайно, не антисемит?
.
Ну тогда поздравляю. Как-то в последнее время антисемитизм все больше распространяется по миру. Даже, как ни удивительно, среди евреев...
А, скажем, "антиисламизм" - нет, не распространяется. Что-то в исламизме есть привлекательное? Может быть, отношение к женщинам как к домашним животным?
Мне жаль, что практически остался без внимания - только за сценарий отмечен - фильм American Fiction. По-моему, он самый сильный из всех претендентов по уровню режиссуры и актерского исполнения. Концовка только слегка разочаровала.
Вот и мы о том же! https://republic.ru/posts/111654