Patrick Pleul/dpa/ Global Look Press
На этой неделе польские аграрии, выступающие против поставок украинского зерна, перекрыли две важные трассы из Польши в Германию. Они заблокировали дорогу A2 в районе населенного пункта Светко в Любушском воеводстве по пути в Берлин. Движение было полностью перекрыто. В результате возникла многокилометровая пробка из фур. В дополнение к этому фермеры объявили о сотни акциях на дорогах по всей Польше. Зарегистрировано 580 протестов в которых примут участие около 70 тысяч аграриев. Забастовщики обещают заблокировать дороги более чем в 500 населенных пунктах, выехав на улицы и трассы на сельхозтехнике.
Протестующие выдвигают следующие требования: закрыть границы для агропродукции из Украины, отказаться от правил «Зеленого соглашения» Евросоюза, и, в том числе, защитить животноводов в Польше.
В начале марта, чтобы урегулировать ситуацию, премьер-министр Польши Дональд Туск попытался провести переговоры с недовольными аграриями. После встречи организатор акций протеста Томаш Обшаньский констатировал: компромисс не достигнут.
По данным газеты Rzecpospolita, Туск на встрече заявил, что правительство не будет закрывать границу, но вывезет излишки зерна из Польши. Однако фермеры с таким вариантом не согласились. «Даже если излишки зерна будут сняты со складов и оно продолжит поступать из России и стран, не входящих в ЕС, проблема по сути не решена», — цитирует издание одного из протестующих фермеров.
Ранее Дональд Туск уже обещал изменить правила торговли с Украиной. «Мы готовы поддерживать Украину, но не в ущерб собственной аграрной отрасли», — пояснил глава польского кабмина.
В Киеве парируют: Польша больше проигрывает от этого противостояния. «Если мы говорим о потерях Украины вследствие проблем с ввозом зерна в Европу, то для нас приоритетными являются рынок не Евросоюза, а стран Азии и Африки, куда мы доставляем зерно по морским путям, что логистически дешевле. Польша же — это всего лишь транзитная зона. Импортировать зерно и еще три культуры в ЕС мы не можем с апреля 2023 года», говорит председатель комитета предпринимателей транспорта и логистики при ТПП Украины Владимир Балин.
Почему блокируется транзитный коридор для Украины, в то время, как пути для агропродукции из России и Беларуси открыты?
«В Польше идет перевалка сельхозтоваров. Представьте, приходит прицеп с грузом. Машины белорусские и российские меняются на польские и они дальше едут в Евросоюз. Эта схема работала и в странах Балтии. Потом ее закрыли. После чего начались забастовки перевозчиков, — объясняет Балин. — Первые машины, которые заблокировали, приехали в Любленское и Закарпатское воеводства. То есть, люди, которые там работали, возмутились тем, что у них забрали кусок хлеба — и отправились блокировать Украину».