Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов

Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов

Фото: Federation Council of Russia/via Globallookpress.com

В начале 80-х один известный диссидент как то сказал мне, юной невесте его товарища: «Беда советской власти не в том, что она совершает злодейства и несправедливости — такое допускали многие. Беда в том, что она не умеет останавливаться». Эти слова я вспомнила, прочитав новость о том, что суд изъял у частных инвесторов акции предприятия, которое недавно обвинили в неправильной приватизации и национализировали.

Речь идет об акциях Соликамского магниевого завода, одним из первых павшего жертвой начавшейся в России деприватизации или, как полагают многие наблюдатели — нового «черного передела» активов. Пермский арбитражный суд признал незаконность приватизации завода в 1992 году еще в мае 2022 года и постановил изъять в пользу государства 89,4% акций предприятия у его владельцев. Но остальные акции были у миноритариев и торговались на Московской бирже, хотя в ноябре 2022 года торги по ним были прекращены. В августе того же 2022 года прокуратура Пермского края подала в суд иск об изъятии и этих акций в пользу государства. И вот суд этот иск удовлетворил.

Это первый случай в российской, да, наверное, и в советской истории, когда государство отнимает бумаги у частных инвесторов. Даже когда большевики захватили власть и отказались признавать долги царского правительства, когда национализировали заводы и пароходы, никому в голову не пришло национализировать и акции этих заводов. Когда разгромили ЮКОС и продали его пресловутой «Байкалфинансгруп», акции ЮКОСА у инвесторов не изымали — у меня, кстати, так и хранится выписка из реестра о владении ими в размере 1000 штук. Теперь, если решение Пермского суда устоит в вышестоящих инстанциях, можно будет говорить о новой фазе трансформации режима.