Одна из самых скандально известных фотографий пыток в Абу-Грейб

Одна из самых скандально известных фотографий пыток в Абу-Грейб

Wikipedia

I.

Уроженца Саудовской Аравии Абу Зубайду задержали в марте 2002 года в перестрелке в городе Файсалабад в провинции Пенджаб, Пакистан. При штурме зданий, где скрывались предполагаемые террористы, Зубайда получил ранения в бедро, мошонку и живот из автомата Калашникова. До перевода в Гуантанамо в 2006-м его транспортировали в тайные тюрьмы ЦРУ в Польше, Таиланде, Афганистане, Северной Африке и на острове Диего-Гарсия в Индийском океане, который контролируется Великобританией. Представители Белого дома и американской разведки утверждали, что Зубайда — «приближенный Усамы бен Ладена», бывший руководитель Египетского исламского джихада (запрещенная в России террористическая организация), один из организаторов взрывов посольств США в Кении и Танзании в 1998 году.

В 2014-м Комитет Сената США по разведке обнародовал отчет, в котором говорилось, что Зубайда не состоял в «Аль-Каиде» (запрещенная в России террористическая организация) и что его допросы принесли крайне незначительные результаты, несмотря на «разнообразие» методов. О «вечном заключенном» известно лишь то, что в 1990-х он в составе афганских моджахедов сражался против армии Демократической Республики Афганистан, а также работал вербовщиком и инструктором в тренировочном лагере повстанцев под названием Халден. Американская разведка настаивала на связях этого учреждения с «Аль-Каидой»*, хотя многочисленные свидетели и источники, наоборот, утверждали, что в 2001-м лагерь закрыли из-за идеологических разногласий по требованию бен Ладена. Впоследствии американцам пришлось отпустить 27 человек, так или иначе связанных с Халденом и ранее задержанных по подозрению в терроризме.

Однако Зубайда до сих пор остается под стражей и содержится в седьмом лагере — наиболее изолированном и тщательно охраняемом в Гуантанамо, куда помещают «особо ценных заключенных». Ему до сих пор не предъявили никаких обвинений. Как писала журналистка Абигейл Ковингтон в 2021-м, Зубайда «пребывает в правовом лимбе», а руководство ЦРУ рекомендует пожизненно оставить его в «условиях строгой изоляции». Самым же примечательным аспектом его заключения (помимо того, что он не признан виновным ни в одном преступлении) стало насилие, которому он подвергался вплоть до отмены в 2009-м так называемых «меморандумов о пытках», серии составленных после 11 сентября 2001-го предписаний, легитимизировавших «расширенные методы допроса» подозреваемых в терроризме.

В 2019 году адвокат Зубайды Марк Денбо обнародовал 61-страничный доклад под названием «Как пытает Америка», составленный на основе показаний заключенных, внутренних документов администрации Джорджа Буша-младшего и отчета Комитета Сената США по разведке. В нем рассказывалось о том, как вскоре после задержания уроженца Саудовской Аравии между агентами спецслужб, которые допрашивали его, разгорелся спор о том, говорит ли предполагаемый террорист правду или что-то скрывает. Именно сомнения в искренности Зубайды, по данным The New York Times и адвокатов задержанного, послужили поводом к разработке целой программы пыток, впоследствии применявшейся при допросе более чем 100 подозреваемых.

«Программы пыток была составлена исключительно для одного человека, — утверждает защитник Зубайды Марк Денбо. — После того, как они подвергли его пыткам, они решили навсегда оставить его в заключении, чтобы никто никогда не узнал его историю. С того момента он мог общаться исключительно со своими мучителями, тюремщиками и адвокатами, в том числе и со мной».

Рисунки авторства Абу Зубайды о пытках заключенных в тюрьмах ЦРУ