Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости
Печальная новость для россиян, которые хотели приобрести автомобиль за границей. С 1 апреля правительство запретило поставки в Россию машин, растаможенных со скидками в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Такие выгодные каналы до сегодняшнего дня позволяли существенно сэкономить на таможенных и прочих платежах, что снижало конечную стоимость импортного транспортного средства. Теперь при ввозе в Россию иномарок, растаможенных в странах ЕАЭС, придется уплачивать все налоги и сборы — никаких льгот для физлиц и схем для обхода утильсбора не будет. Это означает, что машины, которые можно приобрести за рубежом по вполне доступной цене, станут значительно дороже. Участники рынка говорят, что рост цен из-за новых ограничений составит минимум 30–50%. Эксперты добавляют, что отныне ценники частников и небольших дистрибьюторов будут приближаться к предложениям официальных дилеров, что в конечном счете приведет к прекращению работы параллельных схем по причине снижения рентабельности или отсутствия спроса.
Конец выгодных схем
Механизм параллельного импорта автомобилей в России, к которому можно отнести каналы со странами ЕАЭС, был запущен синхронно с введением санкций весной 2022 года. Он был призван смягчить удар по отечественному авторынку и изначально предназначался для ввоза по серым схемам машин и запчастей к ним тех брендов, которые на фоне войны в Украине ушли из России. В 2023 году правила были скорректированы. В расширенный список транспортных средств, которые Минпромторг РФ разрешил ввозить без согласия производителя, вошли практически все иностранные бренды, которые были представлены в России до начала полномасштабных боевых действий и последовавших широких санкций против РФ.
В октябре прошлого года был существенно усложнен процесс прохождения таможни автомобилями тех марок, которые официально присутствуют в России. В первую очередь это китайские бренды. Автомобили из КНР завозились в том числе небольшими дистрибьюторами и частниками. Они стоили значительно дешевле, чем в официальных автосалонах, и последним это не нравилось. Незадолго до этого, в августе были введены другие ограничения: физлицам стало нельзя ввозить более одного автомобиля в год и продавать его раньше, чем через год. Все эти меры были направлены на борьбу с перекупщиками и в итоге, с одной стороны, сыграли на руку официальным дилерам, а с другой, сильно осложнили жизнь физлицам.