Фото: Википедия
Министерство иностранных дел РФ и другие органы власти «прорабатывают вопрос» о снятии с движения «Талибан» статуса террористической организации. «Талибан», наряду с Северной Кореей и Ираном, стал невольным бенефициаром российского полномасштабного вторжения в Украину. И пока Запад в привычной манере осуждает враждебную и репрессивную политику Владимира Путина, от новых друзей Кремля — таких же режимов-изгоев — у российских журналистов, политологов и простых граждан волосы встают дыбом. Они не без сарказма и иронии комментируют последние намерения Москвы относительно талибов, напоминая, что в России «террористами и экстремистами» объявляются граждане, кто замечен в инакомыслии и выступает против войны.
С одной стороны понятно, почему Кремль начинает тесно дружить с «Талибаном»: хочет упрочить свои связи на Ближнем Востоке, к тому же это движение является яростным противником террористической группировки ИГИЛ и ее афганской ячейки «Хорасан», которая взяла на себя ответственность за теракт в московском «Крокус Сити Холле». Но те же талибы иногда переходят в ИГИЛ, указывают эксперты. При этом в Афганистане при «Талибах» только увеличился перечень нарушений прав человека, они запрещают все подряд — от музыки до бритья бород. Более того, потепление отношений между Россией и «Талибаном» происходит, несмотря на решение движения вернуться к практике публичного забивания женщин камнями насмерть за адюльтер. Но подобные вещи не мешают нынешним российским властям принимать «Талибан» в Москве и называть его представителей «вменяемыми людьми». Republic рассказывает об этом подробнее.
«Такова реальность»
«Что касается снятия с движения талибов статуса террористической организации, то этот вопрос прорабатывается МИД России, Минюстом России и другими российскими профильными ведомствами. Окончательное решение примет высшее политическое руководство страны», — заявили 1 апреля в Министерстве иностранных дел РФ (цитаты по ТАСС и РИА «Новости»).
Три года назад, после захвата талибами власти в Афганистане на фоне вывода американский войск, позиция российского МИДа была иной. Ведомство тогда считало необходимым дождаться исключения «Талибана» из списка террористов на уровне ООН при условии формирования инклюзивного правительства и соблюдения прав человека в Афганистане.
Бывший заместитель генерального секретаря ООН, российский дипломат Сергей Орджоникидзе, поясняя изменившуюся позицию МИДа, сказал, что у России и «Талибана» нет сейчас серьезных проблем в двусторонних отношениях, поэтому Москва хочет перестать считать сторонников движения террористами. По его словам, важно также то, что талибы полностью контролируют Афганистан.
«Очень часто в истории международных отношений государства исходили из того, что надо признавать реальность на земле. Вот нравится, не нравится кому-то — раз реальность на земле такова, то надо и признавать те политические силы, те политические партии, которые стоят во главе того или иного государства», — считает дипломат.