Фото: читатели Republic
Крючкотворство законодателей и банальное равнодушие муниципальных служащих к проблемам простых граждан привели к тому, что многие пострадавшие от наводнения жители Оренбургской области остались без обещанных им выплат и компенсаций, некоторые теперь вынуждены бомжевать. В Орске, который первым принял удар стихии после того, как в городе прорвало гидротехнические сооружения, начали работать комиссии по оценке ущерба жилым домам. Как выяснилось, компенсации получат только те граждане, которые не имеют другого жилья или даже доли в нем. Люди жалуются, что не получили даже мизерных выплат в 10–20 тысяч рублей, кроме того, они сталкиваются с «беспределом» муниципальных комиссий, работающих по большей части формально. Некоторым пострадавшим, которые не имели прописки, приходится теперь доказывать факт проживания в своем доме. В разговоре с Republic несколько жителей Орска добавили, что общая ситуация в городе остается крайне напряженной из-за острого дефицита питьевой воды, лекарств и генераторов. Эксперты отмечают, что происходящее в Оренбургской области свидетельствует о том, что модель обратной связи между властями и населением оказалась неэффективной, ее можно даже назвать бутафорией. Градус социального недовольства — яркое тому подтверждение.
«Бардак даже в такой ситуации»
В первую очередь власти Оренбургской области пообещали единоразовые выплаты для пострадавших: по 10 тысяч рублей на каждого члена семьи на территориях, где не было большой воды, но, например, больше суток не было воды или света из-за ЧС, и по 20 тысяч рублей для тех, чьи дома были затоплены. Еще начали выдавать сертификаты на 7 тысяч рублей, которые можно потратить на вещи для школьников — одежду, обувь и принадлежности для учебы.
Уже на этом этапе начали возникать первые проблемы. Оказалось, что сертификаты для школьников можно использовать только в местной сети «МегаРай», и всю сумму сразу. «Но ладно, что выбрана лишь эта сеть, хотя есть магазины и дешевле. Дело в том, что сертификаты получили не все. Потому что учителя составляли списки в спешке и не всех туда включили. С этим вопросом по-прежнему разбираются», — рассказала Republic жительница Орска Елена Веснина, чей дом полностью ушел под воду.