
Черкесские пленницы на невольничьем рынке в Константинополе. Гравюра 1851 г.
Wiki
Отрывок из книги Оксаны Мутиевой «Повседневность дагестанской женщины: Кавказская война и социокультурные перемены XIX века» (готовится к выходу в издательстве Новое литературное обозрение) рассказывает об одной из наиболее мрачных страниц Кавказской войны (1817–1864), годовщина окончания которой отмечается в этом году: практике массового захвата женщин с целью их порабощения или дальнейшей перепродажи.
Оксана Мутиева — доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории Дагестанского государственного университета.
Что в Российской империи, что в остальной Европе до середины XIX в. отношение к работорговле было весьма снисходительным.
Жуковский был сыном пленной турчанки. Из рассказов современницы: "Один крестьянин ... собрался в маркитанты и, пришедши проститься со своим господином, спросил: "Батюшка, Афанасий Иванович, какой мне привезти тебе гостинец, если посчастливится торг мой?". Дедушка отвечал ему шутя: "Привези мне, брат, хорошенькую турчаночку, - видишь, жена моя совсем состарилась!". Но крестьянин не за шутку принял эти слова." И потом родился великий русский поэт.
В кампанию 1812 г. казаки, конвоировавшие в тыл пленных французов, распродавали их помещикам и крестьянам, поскольку рабочих рук остро не хватало.
Спасибо! Согласен с первым комментом. В книге - сумбур. Нет чёткого изложения, кто кому и как продавал невольниц. По-любому выходит, что русские выкупали своих пленников, но сами не занимались торговлей людьми. Лишь русские наместники либо пресекали, либо позволяли местным царькам торговать рабами и женщинами. Но, местные царьки занимались этим всю жизнь, в том числе, и до начала Российского завоевания.