Рекламный плакат "Кока-Колы". Рисунок Хэддона Сандблома 1931 год

Рекламный плакат "Кока-Колы". Рисунок Хэддона Сандблома 1931 год

С каждым днем все сильнее кажется, что взгляды большинства россиян на политическую жизнь должны описываться какими-то такими вот чеканными формулами: «Либерализм следует приравнять к экстремистским идеологиям, наряду с уже запрещенными в РФ ваххабизмом, нацизмом, ЛГБТ и крайними версиями коммунизма». Ну, что-то вроде.

Кстати, чем дальше наблюдатель от России, тем тверже его уверенность, что дела обстоят именно так. Наблюдателю, который внутри, сложнее убедить себя, что данные ему в ощущениях сограждане так уж сильно стремятся разорять Вашингтон и приравнивать либерализм к экстремистским идеологиям. Приходится делать над собой усилие, не всегда получается.

Медиа нет, социология примерно равна пропаганде, кто знает, что там за очередными цифрами от ВЦИОМа или ФОМа — данные хоть какого-нибудь опроса или просто спущенная сверху методичка. Помните, когда-то мы в прямом эфире следили за колебаниями курса доллара, а теперь раз в неделю читаем в ленте РИА: «На следующей неделе доллар подорожает на шесть копеек»? Вот так же, наверное, уже и с социологией можно — просто объявлять через лояльные газеты: «На следующей неделе уровень поддержки президента поднимется до 108%, позже возможен незначительный спад до 106%». Уровень достоверности тот же, а возни меньше.

Тем ценнее случайная возможность заглянуть — как в замочную скважину — в мир подлинных ценностей большинства посредством исследований, которые никак с политикой не связаны, то есть дают запуганному обывателю безопасное пространство для самовыражения.

Компания X5 от политики далека предельно, это — ритейлеры, управляющие крупными сетями супермаркетов и сетевыми сервисами по доставке продуктов. Их исследовательский проект «Пакет» опрашивает россиян не об отношении к судьбоносным событиям, а о покупательских предпочтениях. На днях выяснял, например, какие напитки кажутся согражданам наиболее похожими на ушедшую с рынка Кока-Колу (какие-то, кстати, кажутся, но не это нас интересует). Интересует вот что:

56%, больше половины опрошенных, стараются найти на прилавках оригинальную Кока-Колу.

20% готовы за оригинальную Колу переплатить, даже если наценка окажется значительной (здесь преобладает молодежь, люди в возрасте от 25 до 34 лет). Еще 49% респондентов переплатят, если разница в цене будет небольшой (это люди зрелые, 45–60). В сумме — 69%, существенно больше половины опрошенных.