В издательстве «Новое литературное обозрение» выходит книга «Психомоторная эстетика. Движение и чувство в литературе и кино начала ХX века».
В конце ХIX века понятие «душа» в психологии уступило место нейрофизиологическим исследованиям состояний и деятельности человека, а в культурной сфере возникла идея о том, что любое произведение представляет собой набор раздражителей, вызывающих определенные реакции.
Филолог, киновед Ана Хедберг-Оленина в своей книге исследует влияние психофизиологии на искусство начала ХX века, рассматривая отсылки к психологическим трактатам в работах искусствоведов и теоретиков, а также практические уроки, почерпнутые художниками из науки. Как актеры и режиссеры немого кино обращались к нейрофизиологии в поисках более выразительного движения? Зачем продюсеры киноиндустрии в США и СССР фиксировали реакции зрителей? Как в период становления массовой культуры разработки нейрофизиологии применялись для оптимизации рекламы и политической пропаганды?
Автор демонстрирует, как по-разному и часто неожиданно работники культуры интерпретировали научные теории о нервной деятельности — теории, предвосхитившие современное применение нейронауки в психологии искусства и маркетинге.
Современная нейрокогнитивная эстетика и исторические уроки «Психомоторной эстетики»
За последние двадцать лет развивающиеся технологии позволили нам составить карту деятельности мозга с беспрецедентной точностью. Изначально преследовавшая медицинские цели, нейронаука достигла такого уровня, что стремительно меняет наше понимание эмоций, эмпатии, мышления, любви, морали и свободы воли. Сегодня на карту поставлено наше самоощущение: кто мы, как мы поступаем, как воспринимаем мир и как взаимодействуем с ним. К настоящему времени почти все наши субъективные психические состояния связываются с определенными паттернами активности отделов головного мозга.
Помимо радикальных философских последствий, эти исследования имеют далеко идущие социальные последствия.