Соратница Навального Мария Певчих. Кадр из сериала «Предатели»

Соратница Навального Мария Певчих. Кадр из сериала «Предатели»

Фото: youtube.com/@NavalnyRu

Интерес к фильму Марии Певчих* (здесь и далее знаком* отмечены имена людей, которых Минюст внес в реестр так называемых «иностранных агентов» в России. — Republic) «Предатели» оказался удивительно долгоиграющим. В этом смысле он похож на моду на длинные пляжные трусы. Эти трусы — штука дико неудобная и глупая. Когда плаваешь, они липнут к ногам, а когда загораешь, полноги остается бледной. Однако все носят.

Вот и на фильм о том, как либералы предали надежды 1990-х, как они коррумпировали и коррумпировались, — на него, по идее, серьезным аналитикам лучше было бы не вестись. У Певчих великий талант журналистки-расследовательницы, собаки-ищейки, мчащейся по следу грязных денег. Но ее зрение и чутье узконаправлены. Если Певчих вдруг задастся вопросом, отчего в 1930-х национал-социализм победил в Германии, она снимет яркий фильм про то, как сын президента Германии Гинденбурга запускал руки в госфонды, как Гитлер использовал это для шантажа и как в итоге стал канцлером. И, кстати, по фактам все будет точно. Однако, боюсь, что нацизм победил не поэтому. Как и большевики победили в России в 1917-м не потому, что Столыпин до этого коррумпировал депутатов Госдумы. Хотя это тоже правда.

Фильм «Предатели» так многих возмутил и выбесил (или, наоборот, заставил аплодировать) по той причине, что он запустил в России процесс люстрации. Той самой, о необходимости которой говорили все противники Путина. И вдруг она началась, но — против противников. Па-да-па-пам! В траве сидел кузнечик! Никак не ожидал он такого вот конца.

Оказалось, что люстрация (если под нею понимать сведение счетов с прошлым с последующим выставлением персональных счетов) стартует при соблюдении двух важных условий.

Первое — должно вырасти поколение непричастных.

Поколение люстрируемых люстрировать не может.

Начавшаяся сразу после войны денацификация (равно люстрация) в ФРГ провалилась, стала формальностью. А реальная люстрация началась лишь в конце 1960-х, когда грехам отцов и дедов ужаснулись дети и внуки.

Второе условие люстрации — она проводится в отношении проигравших. А Путин и Медведев, Соловьев и Симоньян — они пока что победители.