Самолет в аэропорту Тбилиси

Самолет в аэропорту Тбилиси

Фото: соцсети

Многие предприниматели, уехавшие из России после начала «СВО», пытаются заниматься любимым делом. Оставив на родине бизнес, в который десятилетиями вкладывали все ресурсы, они нередко пробуют запустить такой же в других странах, где нашли приют. Поговорили с теми, кому это удалось несмотря на все сложности адаптации и даже новую войну.

«Хочу создать свою команду снова, только не в России»

Париками ручной работы из натуральных волос Хая-Бэлла Коган занимается почти половину жизни. В иудаизме принято, чтобы замужние женщины покрывали голову. Некоторые носят платки, а в некоторых общинах допустимо и даже желательно покрывать голову париком.

Начиналось все как хобби на дому. «Хочешь посмешить Господа — расскажи о своих планах. Когда выходила замуж, я супругу сказала: у нас в доме не будет париков и телевизора. Я сама бухарская еврейка, у нас не принято носить парики, я ходила в платочке. Что вы думаете? Парики стали делом моей жизни. И телевизор появился со временем. Правда, мы в основном используем его для показа мультиков детям», смеется Хая. Ее работа с париками начиналась как помощь религиозным еврейским женщинам Москвы.

«Раньше, когда еврейские женщины из Европы и США прилетали в Россию с роскошными париками из натуральных волос, подогнанными под них, сидящими натурально, естественно и красиво, наши женщины могли себе позволить только синтетические «шапки», которые выглядели чудовищно. Я хотела обеспечить женщин париками, которые подчеркнут их красоту», вспоминает Хая. Также она хотела помочь женщинам, пережившим химиотерапию и выбравшим парики по иным причинам. «Я делала ставку на натуральность и индивидуальный подход к каждой клиентке».

За 13 лет Хая создала базу поставщиков из России и Украины, у которых отбирала проверенные качественные волосы, наладила контакты с известными фабриками из Америки и Израиля, которые по ее лекалам отшивали качественные основы для париков. «За годы в этом бизнесе я могу по одному взгляду определить — на какой фабрике пошит парик и какого он качества», улыбается Хая. Она и сама научилась шить парики с нуля. Сформировала команду из людей, которых обучила шить, но каждый парик все равно проходил через ее руки: «Я довожу его до совершенства, сообразуясь с особенностями каждой женщины, чтобы парик стал естественной частью образа», говорит она.

В начале 2022 года Хая решилась выйти «на большую воду» и открыла дорогой салон в центре Москвы. На 100 м2 расположились демонстрационный зал, женский клуб и помещение для пошива и подгонки париков ручной работы. «В этот раз я сделала ставку на обеспеченную аудиторию, вышла на работу со звездами», рассказывает Хая. Но как только салон начал приносить прибыль — началась СВО.

Хая-Белла Коган. Фото из личного архива

Многочисленная семья Хаи приняла решение об отъезде в Израиль. Оставить дело мечты было тяжело. Из-за бюрократических процедур переезд занял месяцы, и в Беер-Шеву, расположенную в центре пустыни Негев, семья приехала в августе 2022-го. Хая практически сразу приняла решение продолжать дело на новом месте и стала погружаться в непростые местные реалии.