Фото: BBC
Эрнест Хемингуэй писал, что любая война — преступление, какой бы она ни была справедливой и необходимой. Многочисленные случаи из военной истории человечества лишь подтверждают этот тезис. Даже те, кто участвует в войне на стороне условного добра, не застрахован от ошибок, которые в нынешней системе международного права сложно оценить иначе как преступление против человечности.
Особенно много пищи для размышлений в этом направлении людям дала Вторая мировая война, в которой обе стороны конфликта прибегали к самым изощрённым способам убийства себе подобных. Однако даже в истории Второй мировой стоит особняком гибель японского судна «Цусима-мару», трагедия, оставшаяся почти забытой за пределами Страны восходящего солнца.
Япония остаётся без воздуха
В начале лета 1944 года на Тихоокеанском фронте Второй мировой произошло знаковое событие — японские авианосные силы были наголову разгромлены американцами в битве при Марианских островах.
Потерю нескольких боевых кораблей императорский флот ещё мог бы восполнить — в его распоряжении оставалось достаточное количество авианосцев — однако, лишившись более 600 самолётов палубной авиации и своих лучших пилотов, Япония фактически утратила контроль за ситуацией на море даже вблизи своих берегов. В свою очередь, американцы, продолжая вытеснять врага с опорных пунктов в западной части океана, постоянно отодвигали границу «Великой восточноазиатской сферы сопроцветания» всё ближе непосредственно к Японским островам.
Фото wikimedia.org
Если императорские военные корабли без прикрытия с воздуха оказались не способны противостоять на равных американскому флоту — сражение в заливе Лейте осенью того же года докажет это с полной ясностью — то транспортные суда в этой же ситуации остались абсолютно беззащитны перед атаками субмарин противника. Тем более как раз в 1944 году ВМС США реорганизовали свой подводный флот, установив на 150 лодках более эффективные корабельные радары, устранив неисправности торпед и заменив командиров, считавшихся не слишком агрессивными.
Принятые меры немедленно сказались на эффективности субмарин.
Если в 1942 и в 1943 году американцами на Тихом океане было потоплено 180 судов и 335 судов соответственно, то в 1944-м — 603 судна. Работу американских подводников облегчало и то, что японское руководство долгое время относилось к охране транспортов из рук вон плохо. Английский историк Бэзил Лиддел Гарт в своей «Истории Второй мировой войны» (The History of the Second World War) пишет: