Дэвид Саттер

Дэвид Саттер

Фото предоставлено Дэвидом Саттером

Остается два месяца до американских президентских выборов, которые в том числе смогут определить ход российско-украинской войны. Достаточно ли США помогают Украине, есть ли у Запада реально цель, чтобы победила Украина, в чем заключается эта победа, что происходит внутри США и кто сможет внести больше спокойствия в мировую политику: Камала Харрис или Дональд Трамп? Об этом Republic поговорил с американским журналистом Дэвидом Саттером, специализирующимся на тематике СССР и России. С 1976 по 1982 год он был корреспондентом Financial Times в Москве, в 2013 году работал в Москве на радио «Свобода», после чего ему было отказано в продлении визы. В книге «Тьма на рассвете» Саттер утверждает, что за взрывами многоквартирных домов в Москве и Волгодонске стоит ФСБ.

— Главная тема в российско-украинской войне — это по-прежнему наступление ВСУ в Курской области. Как вы оцениваете этот шаг? Не слишком ли он рискованный, возможно, мы видим лишь успехи первых недель от внезапности, дальше ВСУ могут ждать неприятные сюрпризы?

— Конечно, никто из нас не защищен от неприятных сюрпризов. И эта ситуация весьма непредсказуемая. Но в любом случае, я думаю, это большая победа Украины, потому что все-таки она показала российской общественности, что и она тоже может быть жертвой нападения, что агрессия может иметь последствия и далеко не все так хорошо, как она может думать.

Я думаю, в этой ситуации надо иметь в виду, что война — это всегда испытание психики, испытание воли. И это, безусловно, важно для усиления морального духа украинцев. И в то же время может подорвать военную психологию, которая была искусственно создана в России.

— Как вы полагаете, повлиял ли Белый дом на то, что это наступление произошло? Есть мнение, что поскольку Камала Харрис не имеет опыта во внешней политике, то ей нужно срочно было что-то показать. Вы так не думаете?

— Я думаю, что американцы просто не способны на планирование такой операции и на такой уровень конспирации. И, знаете, Камалу Харрис мало занимают вопросы внешней политики, ей важно, что происходит внутри страны в самом провинциальном смысле. Поэтому я думаю, что это исключительно решение и план украинцев и Белый дом не был информирован заранее. И более того, если бы украинцы заранее проинформировали американцев, то был бы высок риск, что те что-нибудь испортили. Но раз этого не произошло, то это говорит о том, что это была исключительно украинская операция.

— Хорошо, украинцы начали эту операцию, и пока вроде бы она для них успешна. Недавно Байден и Зеленский поговорили по телефону, президент США пообещал новый пакет помощи на $125 млн. Но в то же время Украина давно просит у Белого дома дать ей разрешение бить американскими дальнобойными ракетами по территории России. Однако воз и ныне там, поскольку рано или поздно Вашингтон захочет перезагрузить отношения с Москвой, как написал недавно Politico. Рассудите, права ли администрация Байдена или пришло время снять подобные запреты?

— По этой проблеме есть много противоречивых сообщений. Но я надеюсь, что здравый смысл в конце концов победит, и мы снимем все ограничения для использования нашего оружия в Украине. Россия при этом не признает для себя никаких ограничений в отношении Украины, она использует любое оружие против нее, какое захочет. А значит, в целях самозащиты Украина должна иметь ту же самую возможность. Что будут делать наши политики в этой ситуации, очень трудно понять. Сейчас идет промежуточный период до вступления в свои обязанности нового президента. Так что, может быть, в этой ситуации администрация Байдена, которая скоро покинет свою должность, будет чувствовать себя более свободно, чтобы дать разрешение на использование любого американского оружия на территории России. Но в любом случае это нужно будет сделать, тем более если успехи украинцев будут продолжаться. Надеюсь, что все-таки в Вашингтоне это поймут.

Теперь что касается будущего после Байдена.

Если новым президентом станет Камала Харрис, то в решениях администрации Белого дома будет больше робости и колебания по сравнению с тем, если президентом станет Трамп.

С другой стороны, Трамп тоже оперирует на базе определенных заблуждений. Он знает, что надо Украине, чтобы победить. Но, судя по его высказываниям, он неправильно оценивает намерения и характер русской стороны. Поэтому мы сейчас в ситуации определенной неразберихи, когда трудно быть уверенным по поводу будущего. Но в любом случае здравый смысл указывает на то, что надо дать украинцам все возможности победить в ситуации, в которой они являются жертвами агрессии.

— Вы говорите «победить». Действительно, многие политики на Западе верят в победу Украины. Тут я не имею в виду Венгрию и отдельных пророссийских политиков, евроскептиков, правых, изоляционистов и так далее. В целом, раз помогают — значит, верят. Но, на ваш взгляд, в чем может заключаться победа Украины на поле боя? Способна ли, например, на ваш взгляд, Украина вернуть себе Крым и Донбасс не в результате переговоров, а военным путем? Кажется, насчет этого есть большие сомнения, по крайней мере, пока.