Britannica
Неприкаянный компромат
Даниэль Эллсберг начал копировать «бумаги Пентагона» в октябре 1969 года. На протяжении восьми месяцев он тайком забирал документы из хранилища, к которому у него был доступ, и отвозил их в рекламное агентство, где работала девушка его друга и коллеги Энтони Руссо. Там он копировал текст исследования, а на следующий день возвращал бумаги, прежде чем кто-то успевал заметить пропажу. Дважды его чуть не раскрыли, когда из-за случайно сработавшей сигнализации в агентство приезжали полицейские. В одном из этих случаев патрульные застали за ксероксом Эллсберга и двух его детей. Однако Даниэлю удалось убедить полицейских, что ему разрешили поработать внутри. Те не стали проверять документы, которые тот копировал, и уехали.
«Я возился с копировальным аппаратом, а мой сын складывал бумаги, — вспоминал Эллсберг. — Ему было 13. Моя дочь — ей было 10 — ножницами отрезала маркировку "совершенно секретно" на полях копий. Дети были там, потому что я ожидал, что скоро меня отправят в тюрьму. Я хотел, чтобы они знали, что их отец занимался чем-то важным спокойно и четко, как по моему мнению следовало этим заниматься. И я рассказал сыну, что это может привести — и, скорее всего, приведет — к тому, что я окажусь за решеткой. Это был пример, который я хотел показать детям. Показать, что и они могут оказаться в похожей ситуации».
Антивоенная позиция Эллсберга в то время проявлялась все более заметно — чтобы понимать, каких взглядов он придерживался, было необязательно знать о том, чем он занимался с «бумагами Пентагона». Даниэль ушел из аналитического центра RAND, дал показания в рамках слушаний комитета Сената о политике США во Вьетнаме, выступил с антивоенной речью на встрече в Вашингтонском университете в Сент-Луисе, а еще посетил телевизионную программу «Сторонники» и в эфире призвал немедленно вывести войска из Юго-Восточной Азии.