Эссен (Северная Рейн-Вестфалия), 5 сентября 2024 года, массовые протесты против AfD ("Альтернатива для Германии") после подведения итогов региональных выборов в Германии

Эссен (Северная Рейн-Вестфалия), 5 сентября 2024 года, массовые протесты против AfD ("Альтернатива для Германии") после подведения итогов региональных выборов в Германии

Christoph Reichwein / dpa / Global Look Press

Крайне правая партия «Альтернатива для Германии» впервые в истории выиграла выборы в целом регионе — федеральной земле Тюрингия. В Саксонии она пришла к финишу второй. Три правящие на федеральном уровне партии, так называемая «светофорная» (по цветам участвующих партий) коалиция во главе с канцлером Олафом Шольцем, проиграли. Плохо выступили социал-демократы. Либералы вообще не попали в законодательные органы земель. Политолог, специалист по крайне правым, исследователь российского влияния в Европе, глава Центра демократических принципов в Вене Антон Шеховцов рассказывает, как это получилось и может ли повлиять на войну в Украине.

Канцлер ФРГ Олаф Шольц назвал результаты региональных выборов «горькими». «"АдГ" наносит ущерб Германии. Она ослабляет экономику, разделяет общество и портит репутацию нашей страны», — заявил он. «Альтернативу для Германии» сравнивают с НСДАП, а то и вовсе называют членов «АдГ» наследниками нацистов. Во многих статьях, посвященных результатам этих выборов, можно встретить формулировку: «Ультраправые празднуют "историческую" победу на местных выборах в Германии — впервые со времен правления нацистов». Но разве это не есть проявление демократических процессов, отражение настроений в обществе?

— Это действительно негативное развитие событий, потому что популярность экстремистских партий растет. И это не только «АдГ», но и новая партия Сары Вагенкнехт. Позиции этой организации тоже довольно антисистемные. Эти две партии в Тюрингии получили примерно половину всех голосов. Все это негативно и для региона, и для Германии в целом. Это сделает менее стабильным любое правительство, которое будет сформировано на региональном уровне. И это также свидетельствует о значительном провале политики центристских партий.

С другой стороны, Тюрингия — это все-таки очень маленькая земля в Германии. Те тренды, которые мы наблюдали там, не наблюдаются по всей Германии. Популярность «АдГ» в стране остается на уровне 15–16%. То есть ее популярность не так катастрофична, как в Тюрингии и Саксонии.

Что касается вопроса, являются ли подобные организации наследниками нацистов, то в целом по Германии «АдГ» — это праворадикальная партия, но конкретно их отделение в Тюрингии считается экстремистским. Это важное разделение для Германии, потому что правый радикализм является нормальной частью либеральной системы, это просто радикальная критика мейнстримной политики. А экстремисты — это значит, что они не просто критикуют власть и политический истеблишмент, но бросают вызов самой демократической системе Германии. Это также означает, что они находятся под наблюдением Службы безопасности — Офиса защиты Конституции Германии. И конкретно в Тюрингии, учитывая заявления лидера отделения «АдГ» Бьёрна Хёкке, эту партию действительно можно назвать в какой-то степени наследниками нацистов.

— Можете пояснить, в чем выражается экстремизм? Этот Бьёрн Хёкке призывает строить для кого-нибудь концлагеря, сжигать узников в печах, отобрать у соседних стран территории под нужды немцев?

— Он известен использованием различных лозунгов, которые отсылают к НСДАП, то есть нацистской партии. Очень многие высказывания идут вразрез с немецкой Конституцией, против демократической сути Германии. В этом заключается экстремизм.

— И как ни странно, «АдГ» называют пророссийской партией. Более того, результаты этих выборов вызвали радость у Z-сообщества. Автор одного из таких каналов даже написал: «Чтобы вы понимали, насколько все серьезно — один из членов "АдГ" приехал на избирательный участок на "ниве"». А почему странно: большинство из нас — выходцы из советской системы. И со школьной скамьи мы знаем, что для СССР самые страшные враги — это нацисты, которые хотели завоевать земли славян, их самих поработить, а оставшихся уничтожить. И если это наследники нацистов, то как они могут быть пророссийскими, когда они успели совершить такой идеологический кульбит? Мы помним, что нацизм в самом своем корне был нацелен на завоевание земель России, что отражено и в «Майн Кампф», и в менее известной книге Альфреда Розенберга «Миф XX века». Известный пакт Молотова — Риббентропа — это скорее тактический шаг для накопления сил с обеих сторон, что и показали дальнейшие события. Итак, как современные немецкие «нацисты» стали пророссийскими? Помогите разобраться.