Норман Мейлер выступает на митинге в Нью-Йорке, 1969 год. Тогда «левый консерватор» пытался баллотироваться в мэры «Большого яблока», чтобы вывести его в отдельный штат — затея кончилась ожидаемым фиаско

Норман Мейлер выступает на митинге в Нью-Йорке, 1969 год. Тогда «левый консерватор» пытался баллотироваться в мэры «Большого яблока», чтобы вывести его в отдельный штат — затея кончилась ожидаемым фиаско

Фото: Norman Mailer society

I. Радикальный шик

Формулировку «радикальный шик» первым использовал великий американский журналист, основоположник направления «новая журналистка» Том Вулф в эссе «Эти вечера радикального шика», вошедшем в книгу 1970 года «Радикальный шик и Как сломать громоотвод». В нём Вулф поведал о необычной встрече, которая состоялась в том же году в квартире композитора и дирижёра Леонарда Бернстайна на Манхэттене.

Участниками этой встречи с одной стороны стали представители богемы — обычное окружение Бернстайна, завсегдатаи коктейльных вечеринок и других светских мероприятий. А с другой — участники «Чёрных пантер», леворадикальной организации, позиционировавшей себя защитницей прав темнокожих. Цель этого причудливого, но не случайного пересечения разных миров состояла в том, чтобы собрать деньги на поддержку группы «Пантеры 21», участников «Чёрных пантер», арестованных за подготовку к убийствам полицейских и взрывам магазинов в Нью-Йорке (вину активистов в результате так и не докажут — в мае 1971 суд завершится оправдательным приговором).

Демонстрация американской левой молодёжи против войны во Вьетнаме. Чикаго, 10 августа 1968 года

Фото: Wikipedia / David Wilson

Экзотическая по меркам творческой элиты вечеринка произвела сенсацию и попала на первые полосы газет. Многие в нью-йоркских апартаментах и в прокуренных редакциях осудили Бернстайна и его приятелей с Парк-авеню за неразборчивость в связях. Некоторые задавались вопросом, зачем вообще представителям высшего общества понадобилось проводить время и налаживать контакт с радикалами, которые к тому времени уже не раз вступали в перестрелки с полицейскими и в целом прослыли среди истеблишмента без пяти минут террористами.

Была ли это неловкая попытка реализовать утопическую фантазию о социальном равенстве? Или белые богачи решили разделить коллективную ответственность за преступления представителей их расы? А может быть, Бернстайну и компании просто наскучило —

вот они и решили добавить в жизнь острых ощущений, спутавшись с борцами против несправедливости и притеснений?