Фото: Wikipedia / Половко Сергей Николаевич
Книга Павла Поляна «Бабий Яр. Реалии» — заключительная в стихийно сложившейся серии из шести книг, так или иначе посвящённых массовому убийству киевских евреев в сентябре 1941 года:
- «Между Аушвицем и Бабьим Яром. Размышления и исследования о Катастрофе» (М.: 2010);
- двухтомная антология «Овраг смерти — овраг памяти. Стихи о Бабьем Яре» — томик поэзии на русском и украинском языках;
- авторский томик эссе «Гулкое эхо» (Киев, 2021);
- «Бабий Яр. Рефлексия» (М., 2022);
- «Бабий Яр. Музыкой и словом. Памяти Евгения Евтушенко и Дмитрия Шостаковича» (М., 2023);
- историко-аналитическая хроника «Бабий Яр. Реалии» (Кишинёв, 2024).
Публикуем в сокращённом виде одну из глав книги: «2022–2023. Зеленский-2. Бабий Яр как хроническая болезнь».
Вериги беспамятства
…Господи, перманентному беспамятству в Бабьем Яре пошёл уже девятый десяток!
На протяжении 50 советских и 30 с лишним постсоветских лет как интернационалистский, так и националистический — оба в той или иной степени антисемитские — дискурсы дружно препятствовали его достойной мемориализации. Правда, демократический характер независимой Украины гарантировал свободу дискуссии и диалога в поиске нужных решений, но обеспечить их принятие и реализацию не смог. В отличие от СССР, роль похоронной команды взяло тут на себя не государство, а гражданское общество, при этом непосредственно в Бабьем Яре разыгрался постыдный конфликт якобы национальных нарративов.
Советское государство целых полвека и слышать не хотело ни о каком еврейском мемориале, хоть пару раз и вынуждено было это прилюдно обсуждать. Отфутболив все предложения, оно дважды заполняло сам овраг пульпой, мусором и прочим грунтом, пока не поставило в 1976 году свой мускулистый памятник-алиби, явно перепутав события в Бабьем Яре с событиями на Мамаевом кургане.
Но и надежда на то, что евреи после этого скажут спасибо и отвяжутся, не оправдалась, и в 1991 году — ещё при СССР! — в Бабьем Яре появился первый еврейский символ — «Менора».