Экономические прогнозы Пекина на вторую половину года теперь «мигают красным или очень близки к красному», а сама «китайская экономика проходит через «медленную, болезненную корректировку». Подобные нарративы ежедневно появляются в публикациях западных СМИ и аналитиков. Ваш комментарий?

— Действительно, августовская экономическая статистика, заставляет аналитиков понижать прогнозы по экономическому росту Китая за этот год. Например, розничные продажи в августе выросли на 2,1%, что ниже ожиданий аналитиков. Инвестиции в основной капитал тоже увеличились лишь на 2,5%, опять-таки гораздо ниже прогнозов. По итогам второго квартала, ВВП вырос на 4,7%. И ожидается, что при нынешней статистике розничных продаж, инвестиций в основной капитал, промышленного выпуска, на третий квартал китайская экономика закончит с ростом 4,6–4,7%, не более. И с учетом того, что в предыдущие кварталы экономика Китая росла тоже медленнее чем 5 %, трудно предположить, что за последний, четвертый, квартал случится какое-то чудо, и экономика по темпам роста наверстает все то, что было упущено за весь год.

Действительно, Goldman Sachs и ряд других инвестиционных компаний и аналитиков понизили прогноз по росту экономики Китая по итогам года до уровня 4,6–4,7%, в то время как китайские власти в марте с. г. установили 5% в качестве целевого показателя по росту на этот год. К тому же председатель КНР Си Цзиньпин недавно высказался, что чиновникам всех уровней нужно стараться достичь целевых показателей по росту экономики на этот год. И многие рассматривают это как смягчение тона самой риторики высшего руководителя КНР, поскольку ранее он заявлял, что экономический блок китайского правительства должен делать все для того, чтобы непременно достичь показателей по росту, которые были запланированы.

О чем всё это свидетельствует?

— О том, что в китайской экономике действительно существует немало внутренних проблем, и об этом уже открыто говорят китайские экономисты и даже чиновники. Например, бывший глава Центробанка КНР (Народного банка Китая) И Ган, выступая недавно на экономическом форуме в Пекине, заявил, что Китаю нужно бороться с дефляционными процессами. Это беспрецедентное заявление, от пусть даже бывшего, но все-таки высокого китайского должностного лица — ведь ранее Китай на официальном уровне отрицал наличие дефляционных процессов. А что такое дефляционный процесс? Это, по сути, то, с чем боролась японская экономика на протяжении последних 20 лет. Это когда, действительно цены падают, но вслед за ними падает и деловая активность, и никто не стремится инвестировать в основные фонды, в производство, в бизнес и даже в рынки ценных бумаг, предпочитая выводить деньги из страны за рубеж.

Это очень опасный и болезненный для экономики процесс, из которого очень сложно выйти. И большинство экономистов предполагает, что единственный путь решения данной проблемы — мощные экономические стимулы, включая прямые меры стимулирования. Но дело в том, что прошлый опыт Китая, кризис 2008 года, показал, что просто взять и накачать экономику ликвидностью тоже крайне рискованный вариант, поскольку в экономике сразу начинают образовываться «пузыри» и фундаментальный структурный дисбаланс.