youtube.com
Была в Киеве Трехсвятительская улица. После революции ее, разумеется, переименовали — в 1919 году она получила название «улица Жертв революции» в память о большевиках, которых вели по ней на расстрел. И носила улица это трагическое название до 1955 года, пока наконец в городском руководстве объявился кто-то грамотный и объяснил остальным двусмысленность такого названия. Руководство согласилось и переименовало улицу в «Героев революции». Но народ не проведешь — и к ней приклеилось название «улица Жертв Героев Революции». А старожилы называли, как привыкли в старосоветские времена. «Не подскажете, как пройти в поликлинику? — Идите прямо по жертвам революции…». В начале 90-х, когда избавлялись от чудовищных «красных» названий, улице вернули старое название — Трехсвятительская.
Вспомнилось в связи с недавним кейсом Льва Шлосберга*, пояснившего в интервью Ксении Собчак, что Украина не может считаться жертвой. Это в контексте ставшего уже привычным «яблочного» окрика: «Немедленно перестаньте оба!» Вот дословно:
«…Украина сопротивляется. Государство и человек являются жертвой до той минуты, до той секунды, пока не начинают сопротивляться. Украина начала сопротивляться с утра 24 февраля. Это сопротивление при поддержке десятков иностранных государств: их денег, их техники, их специалистов, их всего. Привело к тому, что Украина выровняла ситуацию. Сегодня военные силы — совокупные военные силы Украины, с учетом союзников, их оружия, их денег, и совокупные военные силы России примерно равны. Тот, кто сопротивляется — не является жертвой. Жертва не сопротивляется. Жертва позволяет себя убить. Миф о том, что Украина является жертвой, не соответствует историческим фактам. Если бы Украина была бы жертвой, Украины уже бы не было сейчас. Ее просто бы не было».
Можно, конечно, сейчас долго про самого Шлосберга и яблочный компот у него в голове, но он уже достаточно получил. Наговорил с сорок бочек арестантов и все продолжает — ну бог ему судия. «Зачем мы его слушаем? Давайте его лучше скушаем». Я вообще за то, чтобы никого не слушать, — наступил момент, когда все стали говорить общеизвестные вещи. Шлосберг не исключение — лейтмотив давно знаком и отработан. Но вот этот абзац про жертву/не-жертву — особый. Не политически особый, вовсе нет, но как зеркало безграмотности — даже очень.