Кандидаты в президенты США Дональд Трамп и Джо Байден на первых предвыборных дебатах. 28 июня 2024 года, Атланта

Кандидаты в президенты США Дональд Трамп и Джо Байден на первых предвыборных дебатах. 28 июня 2024 года, Атланта

Artem Priakhin/Keystone Press Agency/ Global Look Press

В НАТО наконец открыто заявили о необходимости приглашения Украины. Но готовы ли страны Европы взять политико-экономический груз ответственности за этот шаг? И как отреагируют в Вашингтоне, у которого есть свой план, как завершить российско-украинский конфликт? А он исключает членство Украины в НАТО, по крайней мере, в ближайшие годы. В то же время в западных СМИ сейчас пишут о том, как именно может Украина войти в Альянс. Например, предлагается принять только западные регионы страны. Эксперт Международного центра обороны и безопасности (Эстония), политолог-международник Игорь Грецкий рассказал Republic, что он думает о долгом пути Украины в НАТО и сколько еще может продлиться российско-украинская борьба на поле боя.

— Парламентская Ассамблея НАТО призвала сделать Украину 33-м членом Альянса. В принятой резолюции подчеркнута важность усиления военной и финансовой поддержки Украины, а также необходимость приглашения в Альянс. Кроме того, в документе обозначен призыв предоставить Украине ракеты средней дальности, которые могут поражать цели на расстоянии 1000–5500 км. О чем это вам говорит? Это все еще риторика или последуют действия?

Парламентская Ассамблея — это политическая площадка и, на мой взгляд, она является хорошим индикатором уровня согласия членов Альянса по военно-политическим вопросам.

Что касается принятых резолюций, то тут важно отметить две вещи. Во-первых, в НАТО окончательно окрепло понимание, что угрозы со стороны России будут иметь долгосрочный характер, а ответы на них должны иметь системный подход. Россия уже больше не воспринимается как часть европейского политического пространства. Это хорошо видно по заявлениям высших должностных лиц, а в МИДах многих европейских стран Россия теперь отнесена к департаментам, которые занимаются Азией и Океанией, а не Европой.

Разумеется, в среде старшего поколения европейских политиков все еще присутствуют некоторые иллюзии насчет перспектив демократизации России. Но чем дольше продолжается вторжение, тем слабее голос этой когорты.

Во-вторых, по сути подтвержден курс на продолжение институционализации военной поддержки Украины, чему есть свидетельства в практической плоскости.

Например, в Висбадене запускается новое командование Альянса по помощи Украине в области безопасности и обучения (NSATU). Оно создано, чтобы быстро реагировать на нужды ВСУ в боеприпасах, оружии и подготовке личного состава. Плюс в следующем году в Быдогощи заработает Совместный аналитический и учебно-тренировочный центр (JATEC). Среди прочего он будет заниматься обработкой информации, поступающей с фронтов российско-украинской войны. Это крайне полезно и для Украины, и для стран НАТО.

В скобках замечу, что

эта институционализация постепенно будет приближать Украину к членству в НАТО.

Ведь на базе JATEC может отлаживаться система коммуникации между военными, чему всегда уделяется особое внимание, когда речь идет о вступлении в Альянс.

Теперь что касается предоставления Украине ракет средней дальности.