Maxim Shemetov/REUTERS/ Scanpix
«Понять историю трудно — всякий продажный сброд над этим постарался — но даже если не вполне доверять «истории», вполне уместным будет предположить, что время от времени накопленная энергия целого поколения вдруг вырывается наружу в восхитительной яркой вспышке. Причин которой никто из современников по-настоящему не может понять, и, копаясь в прошлом, они никогда не объясняют, что же на самом деле произошло».
Хантер С. Томпсон, «Страх и ненависть в Лас-Вегасе
Системно сражаясь с любыми очагами свободомыслия в российском обществе, Кремль периодически атакует не слишком очевидные из них. Такие, которые трудно напрямую связать со сферой интересов государственной безопасности — даже в извращенном ее понимании. Например, детские хобби или стиль одежды. События последних недель позволяют добавить в этот список еще и ночную жизнь. 30 ноября силовики нагрянули в московские клубы Mono и Arma (последний более известен под прежним названием Mutabor — именно там проходила печально известная «голая вечеринка»), где посетители несколько часов лежали лицом в пол, выборочно задерживались и выслушивали угрозы вырывания ногтей плоскогубцами. Ситуация повторилась и в минувшие выходные, но география рейдов расширилась до Санкт-Петербурга и Челябинска.
В обоих случаях правоохранители объяснили свои визиты «мероприятиями по борьбе с пропагандой ЛГБТ». Что само по себе своеобразное основание для массового срыва вечеринок (насколько лежание ничком на грязном, липком от напитков полу под сапогом ОМОНовца способствует контрпропаганде?). К тому же, оно еще и плохо соотносится с тем, что большинство попавших под облавы клубов свое «ЛГБТ-дружелюбие» никогда не акцентировали. Та же Arma — обычный техно-клуб, популярный среди москвичей вне зависимости от их сексуальной ориентации, на которую клубная культура вообще не привыкла обращать внимание.
Ведь ее философия сводится к высвобождению от условностей. Идеологических, сексуальных и социальных различий, о которых люди забывают на всю ночь, чтобы провести время в иррациональном состоянии коллективного экстаза. Само оригинальное название клуба Mutabor — это заклинание из сказки Вильгельма Гауфа «Калиф-аист»: «Кто понюхает порошка в этой коробке и при этом скажет мутабор, тот может превратиться во всякое животное и будет понимать также язык животных».
И российские власти очень напрягает даже не столько то, что тусовщики нюхают «порошок в коробке», сколько их приближение к этому дикому состоянию животного раскрепощения. Выглядит оно как большая угроза для «общественного порядка» в авторитарной интерпретации этого выражения — но борьба со стихией ночной жизни посредством спецназовских берцев может расшатать этот порядок еще больше.