Украинский танк во время залпа

Украинский танк во время залпа

ВСУ

2024 год подходит к концу. Но конца российско-украинской войне пока не видно. Перейдет ли этот военный конфликт через трехлетний рубеж или завершится в течение ближайших месяцев? Поговорили об этом с военным экспертом, специалистом в области проблем международной безопасности, кандидатом исторических наук, профессором Юрием Федоровым (Минюст России считает его иноагентом).

— Каковы итоги российско-украинской войны на конец 2024 года?

— Уходящий год сложился для Украины неудачно. Российская армия наступает, темпы наступления увеличиваются. Занят ряд территорий, прежде всего на юго-западе не оккупированной части Донецкой области. Их стратегическое значение невелико, но с пропагандистской и политической точки зрения их захват российской армией весьма важен. Однако Россия не вышла на административные границы Донецкой области и не достигла своей главной цели — не смогла разгромить Вооруженные силы Украины. Между тем главная цель военных действий в любой войне — разгром вооруженных сил противника, то есть лишение их возможности вести боевые действия и на этой основе достижение политических целей войны. Собственно, в этом и есть смысл победы.

Оснований предполагать, что вооруженные силы Украины потеряют способность вести боевые действия, нет. Вместе с тем Украина не может надеяться на разгром российской армии и изгнание ее за границы 1991 года и даже за линию разграничений на 23 февраля 2022 года. Из этого следует важный вывод. С военной точки зрения продолжение боевых действий теряет смысл: ни та, ни другая сторона не может разгромить вооруженные силы противника. Но, похоже, и в Москве, и в Киеве действуют другие политические и внутриполитические факторы, подталкивающие обе стороны к продолжению войны.

В целом в военном отношении русско-украинская война приобрела абсурдный характер. Продолжение боевых действий не позволяет ни Украине, ни России достичь политических целей войны. Тем не менее война продолжается и, видимо, будет продолжаться еще долго, если только новая администрация США не заставит стороны прекратить огонь и начать переговоры. В какой форме они будут идти, если, разумеется, начнутся, каково будет их конкретное содержание, мы не знаем. Тем не менее вероятность этого отлична от нуля. Она связана именно с позицией будущего руководства США, а не с намерениями Киева и Москвы.

— Раз вы упомянули США, то сразу вопрос. Если по каким-то причинам Трамп все-таки попытается максимально снизить участие Штатов в этом столкновении, то, на ваш взгляд, сможет ли дальше Украина и Европа в целом противостоять России?