kinopoisk.ru
В марокканском Танжере, который в 1950-х был излюбленным пристанищем представителей бит-поколения, есть не примечательный снаружи отель El Muniria. Но туристы со всего мира стягиваются на него поглазеть, потому что именно там, в комнате под номером девять, Уильям Берроуз когда-то работал над «Голым завтраком» (который в оригинале вообще-то Naked Lunch), а этажом выше в разное время гостили Джек Керуак и Аллен Гинзберг. При отеле также работает бар The Tangerinn, в котором вся эта клиентура периодически засиживалась. Заведение все еще пытается выстраивать свой имидж через всяческое об этом напоминание.
Только вот не совсем понятно зачем. Когда я однажды решил зайти туда, за винтажно-битническим фасадом обнаружился типичный марокканский клуб с кошмарной музыкой, фиолетовым неоновым освещением и контингентом из местной вопящей молодежи, которая (как и, видимо, нынешние владельцы бара) вряд ли понимала, какое к заведению имеют отношение развешенные на стенах черно-белые портреты чудаковатых, давно почивших американцев. Странно было ожидать чего-то другого, но зрелище это меня отчего-то опечалило.
Печаль того же сорта я снова испытал, на прошлой неделе посмотрев добравшийся до европейского кинопроката фильм «Квир» Луки Гуаданьино, основанный на одноименном романе Берроуза — в русском переводе он выходил под названиями «Гомосек» или «Пидор». Хотя фильм отнюдь не плохой, но у него есть две критические проблемы.
Во-первых, книжный автобиографический двойник Берроуза по имени Уильям Ли намного менее «причесан», чем его экранное воплощение: он не стесняется резких комментариев в адрес «примитивов»-южноамериканцев, видит намного больше грязи вокруг себя и пребывает в куда более безнадежном состоянии. И уж точно не напоминает лощеного мачо Дэниела Крейга в подобранных креативным директором Loewe одеяниях, чьи взаимоотношения с наркотиками в фильме скорее отсылают к моде 1990-х на героиновый шик, чем к берроузовскому деклассированному мраку.
kinopoisk.ru
Впрочем, первостепенно важной и опечаливающей кажется именно вторая проблема, напрямую с киноадаптацией «Гомосека» даже не связанная.