Бюджеты будущих
и прошлых Олимпиад
Город
Год
Сумма (млрд $)
Турин
2006
3,6
Пекин
2008
44
Ванкувер
2010
6
Лондон
2012
16

Хорошо, что Мадрид не стал городом, принимающим летнюю Олимпиаду-2016. А ведь он был в полшаге от этого, когда в первом же туре голосования Международного олимпийского комитета (МОК) в прошлую пятницу вылетел Чикаго, потом Токио, и Мадрид остался один на один с Рио-де-Жанейро, который, в итоге, и стал победителем. Жители Мадрида, как водится, расстроены. Делегация во главе с королем вернулась из Копенгагена в слезах, тысячи людей собрались у королевского дворца, думали, что порадоваться, а оказалось, поплакать. И, конечно, организаторы заявки тут же уверили, что в третий раз попытают счастья, когда МОК будет выбирать город для Олимпиады-2020. А все потому, что для Испании, как и для России в Сочи, для Китая в Пекине, а теперь и для Бразилии в Рио, Олимпиада – это, прежде всего, признание ее могущества. Новейшая история Испании очень напоминает российскую. Это молодая демократия: диктатура Франко пала только в 1975 г. До недавнего времени она оставалась одной из беднейших европейских стран, и только в последние четырнадцать лет экономика непрерывно росла в среднем на 3,6%, главным образом за счет строительства (около 16% ВВП) и туризма (10% ВВП), благодаря чему Испания стала пятой по размеру ВВП в Европе. Сейчас живет первое поколение испанцев (если не считать современников Колумба), которые по-настоящему гордятся своей страной, пишут путеводители. В общем, самое время для Олимпиады. Вот только основа для роста оказалась очень хрупкой, и сейчас Испания переживает глубокую рецессию. Формально все не так страшно: – 4,2% ВВП (– 4,7% в еврозоне), но остальные показатели заставили бы нервничать руководителей даже развивающихся стран. За два года безработица увеличилась с 8% до 18,5%, а дефицит бюджета достиг 10% ВВП, из-за чего правительству приходится повышать НДС и налоги на доходы. Правительство, в надежде спасти многочисленных строителей, тратит $8 млрд на план «Е». Вся Испания перекопана: строятся и ремонтируются дороги, подземные паркинги и прочая инфраструктура. Кроме того, он включает в себя, например, передвижение статуи Христофора Колумба в Мадриде с одной стороны площади на другую. Это помогло создать 416 000 рабочих мест и оставить на плаву 14 000 мелких и средних компаний, которые в рамках программы получили в разработку 31 000 индивидуальных небольших проектов. Но глобально на состоянии строительного сектора это слабо отражается, и компании ждут от правительства новых шагов. В таком случае, почему бы не Олимпиада? Мадрид обещал потратить на нее $3,4 млрд. Отвлекаясь от темы, в свете заявок на Олимпиаду-2016, российские расходы в Сочи ($35 млрд, из которых $23 млрд идут из федерального бюджета) поражают своей неадекватностью. Для сравнения: Чикаго предлагал 1 млрд, Токио – $3,1 млрд, а Рио – $11,1 млрд. Это при том, что летние олимпиады обычно существенно дороже зимних. Подозреваю, что для оправдания российского размаха приводится пример Китая, который потратил на Олимпиаду в Пекине $44 млрд. Только китайцы с желанием поразить всех масштабом и мощью, невзирая на цену, – плохой пример. Да и экономика в связи с кризисом у них не падала на 10%, а лишь немного замедлилась. Так если двигать Колумба, почему бы ни построить пару стадионов? Потому что всеми последними Олимпиадами доказано, что расходы на нее несопоставимы с доходами (Китай, например, заработал $150 млн), а последующее использование объектов не приносит большой отдачи ни в туристическом, ни в спортивном плане. The Wall Street Journalприводит несколько примеров объектов, которые после нескольких дней соревнований оказались (или окажутся) никому не нужны. Стадион «Птичье гнездо» в Пекине со времени Олимпиады использовался лишь однажды – для концерта Джеки Чана, а линия метро, ведущая к нему, преимущественно пуста. Теперь стадион, как и водный комплекс, хотят превратить в торговый центр. Лондон сейчас строит 25 мостов к слабозаселенному пригороду – месту проведения соревнований в 2012 г. В Афинах 22 объекта, построенных к Олимпиаде, стоят пустые за забором и охраняются полицией. Если не брать именно Колумба, то есть надежда, что большая часть строящихся сейчас в Испании дорог и железнодорожных линий все же найдет применение. К тому же план «Е» (как и любой другой локальный план) в любой момент можно свернуть, вместо того, чтобы выпрыгивать из штанов в ожидании любителей спорта.