Андрей Мовчан

Андрей Мовчан

Фото предоставлено Андреем Мовчаном

На этой неделе известный экономист Андрей Мовчан, живущий сейчас в Лондоне, опубликовал в Facebook (принадлежит компании Meta, которая объявлена в России «экстремистской организацией», ее деятельность запрещена. — Republic) большой пост, который вызвал широкий резонанс. Он написал о деградации уровня общественной дискуссии среди русскоязычных интеллектуалов и назвал это катастрофой. Republic поговорил с ним об этом.

«Русскоязычный интеллектуальный мир всегда был важной частью мирового пространства»

Не претендую на роль представителя русскоязычных интеллектуалов, поэтому от себя задам уточняющие вопросы и процитирую некоторые комментарии к нашумевшему посту. Для начала перескажем ваше эссе. Вы не считаете катастрофой геополитические события или действия конкретных политиков, а видите катастрофу в том, во что превратились сами люди — прежде всего «интеллигенция», которая вместо анализа и спокойных дискуссий занимается поверхностными суждениями, скатывается в ругань и истерику. Вы критикуете популизм, обращаете внимание на подмену аргументов эмоциями, манипуляциями и теориями заговора. Особое внимание уделяете теме Трампа и тому, как используется его образ, когда игнорируются факты и здравый смысл. Ключевой посыл: нужно сохранять способность критически мыслить, уважать оппонентов, искать истину, а не победу в крике — только так можно остаться на стороне добра. Все верно?

— В целом да. Есть несколько проблем, которые хочется структурировать. Одна из них, о чем люди забывают или не понимают, это то, что мы в современном мире имеем дело с неполной или искаженной информацией. Когда мы пытаемся анализировать те или иные события, заявления, то начинаем с того, что часто анализируем пересказ, который сам по себе искажен. И искажен он тем способом, которым его хотят исказить. Или мы анализируем некое явление, используя ограниченное понимание, какие у этого явления предпосылки и куда оно может привести.

Один из примеров — когда обсуждается вопрос американских пошлин, как правило, даже серьезные авторы не принимают в расчет два момента. Первый — это то, что эти пошлины не просто вводятся, а идет некоторая торговля, ее целью является в конечном счете не введение пошлин, а получение более выгодных условий торгового взаимодействия для США. То есть это борьба между контрагентами за условия. И пошлины — это одно из средств этой борьбы. Второй момент. США — это страна, у которой сравнительно маленький объем экспорта. В этом смысле введение пошлин в Америке или Германии — две разные вещи. Потому что Германия сильно зависит от экспорта, а США — нет.

Это далеко не самые яркие примеры ограниченности анализа. Но этот анализ, как правило, именно ограничен и поверх него накладывается третья проблема — это глубокий непрофессионализм, засилье мифов и легенд на рынке информации.

В комментариях под моим постом многие люди на голубом глазу пишут, что американские рынки падают, потому что Дональд Трамп разрушает экономику. Как много людей понимают, что движение рынков вверх и вниз никак не связано с экономикой в моменте, а связано это совершенно с другими процессами? Как много людей понимают, что очень легко придумать, почему рынок пошел вниз или вверх, но только задним числом? Очень мало. При этом подобные фразы вирусятся. Отвечать людям, что это бред, не совсем прилично. Но это бред. Это все равно если сказать, что от того, что вводятся новые налоги, идет дождь.