Владислав Жуковский
Фото предоставлено Владиславом Жуковским
В понедельник правительство РФ внесло в Госдуму проект бюджета. Подтвердились слухи, что ставка НДС будет повышена с 20 до 22%. Соответствующий пакет законопроектов Министерство финансов РФ уже представило кабмину. Что это означает для бизнеса и общества, а также будет ли такое решение эффективным, ответил в интервью Republic экономист, биржевой и финансовый аналитик Владислав Жуковский*.
— Пожалуй, главная текущая проблема российской экономики — дефицит бюджета. По предварительным данным Минфина, дефицит за период с января по август 2025 года достиг 4,193 трлн рублей, что соответствует 1,9% ВВП. Этот показатель превышает плановый уровень в 1,7% ВВП. «К концу года дефицит бюджета может достичь 7−7,5 трлн рублей, или более 3,5% ВВП», — полагает Михаил Задорнов. Путин сказал, что ничего страшного. Ваши соображения, что происходит?
— Сбываются те прогнозы, которые я озвучивал еще в конце прошлого года, когда только-только правительство и Путин принимали бюджет на текущий год. И я уже тогда приводил свои расчеты и озвучивал, что бюджет развалится, дефицит бюджета будет минимум около шести трлн рублей с потенциалом ухода выше восьми трлн. 1,2 трлн, который власти планировали, это была абсолютно цифра с потолка. Потому что все базовые макроэкономические показатели, которые были заложены в бюджет, оказались враньем. Будь то нефть по 69,5 доллара за бочку Urals, будь то темпы роста экономики около 2,5%, будь то инфляция в 4,5%, так называемый таргет Центробанка, будь то средняя ключевая ставка на текущий год 16% с понижением вниз, в итоге ставку подняли 21%.
Уже к маю ситуация стала настолько критической, что Министерство финансов и Силуанов были вынуждены экстренно пересмотреть прогнозы на текущий год. И в три с лишним раза ухудшили прогноз по дыре в бюджете с 1,2 до 3,8 трлн рублей. Но уже сейчас мы видим заявление чиновников, в том числе премьер-министра Мишустина и самого Силуанова, судя по всему, дефицит бюджета будет выше шести трлн рублей. И, собственно говоря, бюджет разваливается, то есть рушится гражданская экономика.