Фото предоставлено Григорием Свердлиным

Фото предоставлено Григорием Свердлиным

11 декабря Григорий Свердлин опубликовал сообщение об успешной атаке хакеров, которая на несколько месяцев затормозила начало полноценной работы системы автоматической блокировки выезда из России, лишения доступа к финансам и прав на управление автомобилем в случае игнорирования электронных повесток.

В интервью Republic Свердлин рассказал, как удалось сначала добыть, а потом уничтожить существенную часть разработок по реестру военнообязанных россиян, который, по словам правозащитников, является краеугольным камнем попыток создания «цифрового ГУЛАГа» в РФ.

Григорий, во-первых, с днем рождения! Редкая хорошая новость. А вторая редкая хорошая новость — ваш пост 11 декабря «ключевой разработчик Реестра воинского учета взломан!»

— Спасибо! У нас ровно такой план и был. Очень хотелось каких-то побед для разнообразия…

Скриншот фейсбук-поста** Григория Свердлина, 11 декабря 2025 года

Последний раз мы виделись, когда члены «Ночлежки» водили хороводы вокруг памятника Дзержинскому на Шпалерной улице недалеко от Смольного. Ребята были в образе божьих коровок и скандировали: «Без бумажки ты букашка»…

— Давненько это было… Кажется, 2008 год?

Да. Протестовали против института прописки, который вычеркивал бездомных из общества. Много лет прошло. И теперь мы говорим не о крепостном праве прописки, а о реальном аде на земле, войне и противодействии ей. Вы часто думаете о том, как из защитника прав бездомных вы стали защитником прав военнообязанных?

— Не могу сказать, что я про это часто думаю. У меня был момент, когда я уехал из России, чтобы не подставлять «Ночлежку» своей политической позицией. Я много лет говорил, что любой может оказаться на улице, но в отношении себя сам в это не очень верил, конечно… Я же живу в родном любимом городе Санкт-Петербурге, у меня есть работа, друзья, социальные связи и так далее. А потом я уехал из страны. По сути, всего этого лишился… Когда смотришь на это все изнутри, эта метаморфоза кажется вполне логичной историей. Те же чувства и мысли относительно важности человеческой жизни, человеческого достоинства, которые меня в свое время привели в «Ночлежку», они же меня дальше логично привели к гражданскому сопротивлению. То, чем мы с коллегами занимаемся в «Идите лесом», это, конечно, уже не благотворительность.