Кадр из фильма «Нюрнберг» (2025, Джеймс Вандербильт)

Кадр из фильма «Нюрнберг» (2025, Джеймс Вандербильт)

В канун восьмидесятилетия Нюрнбергского процесса в США в прокат вышла историческая драма «Нюрнберг» — экранизация книги американского журналиста Джека Эль-Хаи «Нацист и психиатр», посвященной взаимоотношениям бывшего рейхсмаршала Третьего рейха Германа Геринга и психиатра Дугласа Келли, командированного ВС США на процесс в качестве судмедэксперта. Казалось бы, ничего принципиально нового режиссер картины Джеймс Вандербильт сообщить нам не мог, и тем не менее его «Нюрнберг» — одно из самых актуальных высказываний, ибо речь в этом фильме прежде всего о критическом отсутствии у «добра» права на моральное превосходство перед «злом». Про неутешительные итоги «Нюрнберга» рассуждает Зинаида Пронченко.

Май 1945-го, нестройные колонны выживших в страшной мясорубке бредут где-то в Венгрии в сторону почти безоблачного будущего. Навстречу толпе по пыльной дороге несется автомобиль с нацистскими флажками. Внутри наследник уже покончившего с собой фюрера — облаченный в мундир небесно-голубого цвета бывший рейхсмаршал Третьего рейха Герман Геринг (в блистательном исполнении заметно постаревшего Рассела Кроу). Он намерен сдаться союзникам и с облегчением приветствует американскую пехоту. Геринга поместят в тюрьму города Бад Мондорф, на юго-востоке Великого Герцогства Люксембург, где его с врачебным визитом посетит Дуглас Келли (Рами Малек), молодой психиатр, направленный американским генералитетом к главному преступнику Второй мировой. Ведь зло нужно не только изучать, но и сохранять, не дай бог оно решит в последний момент раскусить ампулу с цианидом и тоже избегнет таким образом правосудия.