В основе проблемы с созданием 3G-сетей в Москве лежит нерыночное распределение радиочастот. Если в других секторах ресурсы или даже просто ценные возможности распределяются на основе готовности за них заплатить, то в сфере радиочастот решения до сих принимаются на принципах административно-командной системы. Эта нерыночная система устойчива. Текущие пользователи радиочастот не хотят платить за получаемое от государства. Основной пользователь – военные – не заинтересованы в платности использования спектра. Им очевидно, что правительство и парламент не согласятся выделить им столько денег, чтобы они смогли использовать спектр в прежнем объеме. Если для правительства передача денег от Минобороны в Минкомсвязь – просто перекладывание денег из кармана в карман, то для военных это далеко не так. Ситуация, когда военные пользуются частотным ресурсом, но не платят за это, привычна, но не логична: военные платят за все прочие ресурсы, иначе они их не получают. Вследствие этой бесплатности, во-первых, мы не знаем, во сколько нам, на самом деле, обходится наша армия. В военном бюджете нет оценки потерь, которые несет экономика вследствие использования спектра в военных целях. Во-вторых, в силу бесплатности спектра у военных нет стимула экономить этот ресурс и, следовательно, высвобождать его для гражданских целей. Но и у компаний нет очевидного интереса менять сложившуюся систему. Год назад я брал интервью у представителя одного из операторов связи о проблеме выдачи новых частот, и вот что он сказал: «С точки зрения уже действующих операторов связи, этот вопрос неоднозначен. С одной стороны, они просто не заинтересованы в приходе новых игроков на рынок, и потому для них лучше конкурс красоты, где они покажутся более красивыми. С другой стороны, может показаться более красивым и конкурент, – и оспорить эту разницу вкусов будет трудно». Совершенствование систем распределения спектра должно осуществляться в соответствии с мировыми тенденциями, предусматривающими активное использование аукционов, создание вторичного рынка прав с предоставлением возможности их дробления, создание нелицензируемых диапазонов для широкополосной связи, а также разрешения вещания нелицензируемых передатчиков в отдельных лицензируемых диапазонах при условии того, что они не будут мешать деятельности существующих устройств. Звучит сложно, но эта задача вполне посильна. Так, в Великобритании в 2000 году 96% спектра распределялось административно-командным образом, однако поставлена задача к 2010 году снизить эту долю до 22 %, а оставшиеся частоты использовать вовсе без лицензии (7%) или предоставлять на основе рыночных механизмов. При этом в 2005 году уже около половины частот были выведены из административно-командного распределения. Нам есть к чему стремиться. А пока так как система административно-командная, то и решать проблемы в ней приходится административно-командно, – в данном случае, при помощи указания президента.
Радиочастотные интриги
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Ни у компаний, ни у военных нет очевидного интереса менять сложившуюся административно-командную систему распределения радиочастот
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...