В общественной дискуссии о путях развития России, в частности, в статье президента Дмитрия Медведева «Россия, вперед!» и в ответе на нее «Поколение М» Михаила Ходорковского, так или иначе, присутствует альтернатива. Можно проводить модернизацию, а можно и не проводить. Тогда мы будем по-прежнему продавать нефть с газом, плестись в конце всех возможных рейтингов, но жить будем. На самом деле, такой альтернативы нет. Понятно, что мир давно ищет пути снижения своей зависимости от углеводородов. Но разница в том, что через месяц эта тенденция должна быть формализована и выражена в конкретных цифрах. Это произойдет на конференции ООН по изменению климата в начале декабря в Копенгагене. Напрямую зависимость от нефти и газа там обсуждаться не будет. Речь пойдет о том, насколько нужно сократить выбросы углекислого газа, чтобы остановить глобальное потепление, и кто за это заплатит. Киотский протокол, который сейчас регулирует эти вопросы, истекает в 2012 г., и миру нужен новый механизм. Ученые и политики уже не спорят: чтобы избежать природных катаклизмов, нельзя допустить, чтобы температура на Земле повысить больше, чем на 2° по Цельсию по сравнению с концом ХIX в. (она уже увеличилась на 0,7°). Для этого нужно поставить более амбициозные задачи, чем те, которые предполагал Киотский протокол – снижение выбросов к 2012 г. на 5% по сравнению с уровнем 1990 г. Сейчас речь идет о том, чтобы снизить выбросы диоксида углерода на 50% к 2050 г., а развитым странам даже на 80% к уровню 1990 г. Потребление нефти и газа является причиной трети выбросов. Как посчитала британская консалтинговая компания The Carbon Trust, если мир выполнит обязательства по сокращению выбросов, это будет означать, что производство нефти достигнет пика к 2015 г., а газа – к 2030 г., а потом начнет резко падать. То есть после этих рубежей, нельзя будет расти за счет наращивания экспорта углеводородов. Да и раньше конкуренция между международными нефтяными компаниями резко возрастет. Хорошие новости для России, что переговоры по предотвращению глобального потепления идут трудно. Евросоюз, главный идеолог борьбы с изменением климата, не может договориться о том, кому финансировать проекты по сокращению выбросов в развивающихся странах. На цветной полосной рекламе в Financial Times накануне саммита ЕС на прошлой неделе, заказанной движением за справедливый мир Avaaz.org, европейские лидеры изображались в хеллоуинским костюмах с издевательскими улыбками. Реклама гласила: «Не будьте монстрами. Используйте этот Хеллоуин, чтобы изменить реальный ужас». Страницей раньше группа неправительственных организаций Oxfam призывала: «Сейчас или сейчас. Мир ждет». На саммите лидеры ЕС решили, что развитые страны должны направлять развивающимся до €50 млрд в год до 2020 г. на борьбу с изменением климата, но они не смогли договориться, какую долю возьмут на себя. Неясно, и как эти расходы будут распределяться внутри евросоюза. Решено, что центральные и восточные страны будут платить меньше западных, а они бы предпочли вообще ничего не платить. «Мы не хотим ситуации, когда Румыния или Болгария оплачивают снижение выбросов Бразилией», – цитирует FT польского министра по делам ЕС. В свою очередь развивающиеся страны, которые в Киотском протоколе не участвуют, не горят желанием брать на себя обязательства по снижению выбросов, опасаясь, что это станет ограничением для экономического роста. Накануне встречи в Копенгагене у разных групп стран нет ясных подходов к тому, как распределить ответственность за изменение климата, поэтому саммит может ничем и не закончиться. Несмотря на это, удивляет, что Россия на государственном уровне не принимает участия во всех этих баталиях. Ее как будто это не касается. Арифметически это действительно так. Как отмечают сотрудники Всемирного фонда дикой природы (WWF), если бы не было кризиса, и Россия развивалась бы прежними темпами, то к 2020 г. уровень выбросов составлял бы 75 – 76% от 1990 г. То есть пока Россия может спокойно наращивать выбросы и отвечать мировым критериям. Но как бы то ни было, речь идет о миллиардах долларах, которые будут потрачены на энергосберегающие и другие инновационные проекты. В России так и не заработал механизм распределения квот, предусмотренный Киотским протоколом. Минэкономразвития по загадочным причинам просто не утвердило проекты и все. А сейчас мы с самого начала отказываемся от технологий, которые бы никому не помешали. И уж точно никому не помешает участвовать в дискуссии о том, каким будет мир в ближайшем будущем. Рассчитывать же на то, что в Копенгагене мир ни о чем не договорится, и все пойдет по-старому, тоже не стоит. Хотя переговорщики ведут себя как эгоисты, стремящиеся переложить ответственность на соседа, на национальном уровне многие страны принимают амбициозные программы по сокращению выбросов. Год назад ЕС решил уменьшить их к 2020 г. по сравнению с 1990 г. и к этому же времени увеличить долю энергии, получаемой из возобновляемых источников до 20%. Китай поставил себе задачу увеличить эту долю до 15%. Даже США, которые до сих пор не участвовали в Киотском протоколе и вообще игнорировали международные инициативы на этот счет, с приходом к власти Барака Обамы изменили свою позицию. Сейчас в сенате обсуждается пакет, предполагающий снижение выбросов на 17% к уровню 2005 г. и долю возобновляемой энергии в 20% в 2020 г.
Сейчас или...сейчас
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Накануне встречи в Копенгагене у стран нет ясных подходов к тому, как распределить ответственность за изменение климата
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...