Прежде всего определимся с тем, кто такие виртуальные операторы (MVNO – Mobile virtual network operator) и чем они отличаются обычных операторов сотовой связи. Виртуальный оператор не обладает собственной технологической сетью, и у него нет необходимости строить базовые станции, прокладывать линии связи – за всю материально-техническую часть отвечает сотовый оператор связи, выступающий, по сути, арендодателем. Виртуальный оператор просто выкупает определенную сетевую емкость и впоследствии перепродает ее своим абонентам. Схема хороша тем, что позволяет максимально точно сегментировать аудиторию, заинтересовать каким-либо уникальным предложением, которое не вписывается в имиджевую или ценовую политику сотового оператора. К примеру, сотовый оператор ориентирован, в первую очередь, на бизнес-аудиторию и предлагает тарифы, в основном рассчитанные именно на бизнес-пользователей, но при этом у компании есть желание снять сливки и, скажем, со студенческой аудитории. Для того чтобы не размывать позиционирование сотового оператора, находится партнер и запускается виртуальный оператор связи под новым брендом. Идея возникла на Западе, и спрос на услуги виртуальных операторов в Европе довольно высок, в России же необходимые для начала работы виртуальных сетей документы были подготовлены слишком поздно. Именно 2 – 3 года назад существовал наибольший интерес к MVNO-сегменту телекоммуникационного рынка, но тогда не было законной возможности стать его игроком. Сейчас такая возможность есть, но у большинства игроков интерес к виртуальным услугам пропал как в силу кризиса, так и в силу некоторых других причин. Каких? Начнем издалека. В «классическом» случае в работе виртуального оператора задействованы три стороны: сам MVNO-оператор, традиционный оператор связи и клиент. В качестве примера можно привести крупнейшую розничную продовольственную сеть в Европе Carrefour , MVNO-оператором была компания Effortel Europe, выкупавшая емкости у Vodafone. В России ситуация несколько иная, и классическая западная модель не работает. Дело в том, что операторы не хотят с кем-либо делить прибыль и запускают MVNO-проекты самостоятельно. За примерами ходить далеко не надо – это и проект «МТС-Ашан», и тарифные планы «Просто» от «Мегафона», и готовящийся к запуску в декабре «Зенит» от МТС. Вообще, сотовые операторы в своих сетях представляют максимально разветвленную сеть тарифных планов, ориентированных на все социальные группы и практически на любого пользователя – и на руководителей, и на школьников, и на пожилых людей, и на активно говорящих, и на мало говорящих… Сотовые операторы настолько сегментировали свои тарифные планы, что делать их еще более сегментированными при помощи настоящего классического MVNO-оператора представляется практически невозможным. Единственным более-менее «чистым» MVNO-оператором можно считать проект «Евросеть», действующий в Поволжье, от одноименного ритейлера, который заключил договор с местным сотовым оператором СМАРТС. MVNO-оператор из-за отказа «Евросети» от не профильных форматов бизнеса и его оптимизации, а также трудностей в сети СМАРТС все еще обслуживается, но больше не развивается, и новые абоненты не привлекаются. В России большого будущего у виртуальных операторов, на мой взгляд, немного. Время упущено – если бы MVNO-операторы появились хотя бы три года назад, когда был бум как на европейском, так и на отечественном рынке сотовой связи, количество их абонентов было бы в десятки раз больше, сейчас же виртуальные операторы скорее являются нишевыми проектами в первую очередь федеральных сотовых операторов. Впрочем, в России есть свой аналог Carrefour – X5 Retail Group, и компания планирует запустить собственного MVNO-оператора, и у проекта неплохие перспективы. В данный момент в X5 занимаются выбором поставщика услуг, то есть, иначе говоря, решают, с кем из «большой тройки» заключить договор. Тем не менее, на востребованность и популярность MVNO-операторов в целом этот проект не повлияет – время виртуальных операторов в России уже ушло.
Виртуальные операторы: время ушло
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Если бы MVNO-операторы появились хотя бы три года назад, количество их абонентов было бы в десятки раз больше
Оставлять комментарии могут только подписчики.
Если у вас уже есть подписка,
авторизуйтесь.
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Комментариев нет
Загрузка...