Размышляя о «российском автопроме», я прихожу к пессимистичным выводам. Если, конечно, мы не имеем в виду заводы Toyota, Volkswagen, Peugeot, Citroen и Mitsubishi на территории РФ, а «наболевший» АвтоВАЗ. На самом деле, «АвтоВАЗ» – это не столько автопром, сколько автоамбиции. Это целый комплекс проблем, которые неадекватно оцениваются, особенно в нынешней ситуации. Когда ГДР присоединилась к ФРГ, проблемные активы типа восточногерманского «флагмана» экономики «Трабант» продавались за одну марку. В случае с «АвтоВАЗом» государство деньгами налогоплательщиков платит за чьи-то амбиции. Представим себе фантастическую ситуацию: деньги закончились, и содержать «АвтоВАЗ» становится совсем накладно. Завод после нескольких лет беспрерывных дотаций из бюджета продают. Допустим также, что оставшуюся часть завода (75%) покупает Renault. Решится ли от этого проблема сама собой? Вряд ли. Понадобятся годы на реанимацию и лечение пациента. Новому собственнику на пути к эффективному и конкурентному производству придется пойти на массовые увольнения. Нужно быть готовыми к всплеску социальной напряженности и агрессивному недовольству как бывших, так и действующих работников автогиганта. Не стоит сбрасывать со счетов и профсоюзы, которые, собирая миллионы на членских взносах, всегда лояльны государственным управленцам, но при этом агрессивны по отношению к частным собственникам. Эти ребята шантажом и угрозами могут задушить любую мечту об эффективности. Пациенту, на мой взгляд, уже ничто не поможет. С точки зрения здравого смысла, «АвтоВАЗ» нужно банкротить, предварительно отделив от завода бренд «Лада». Марка еще вполне способна послужить. Конечно, такой подход не понравится ни «Тройке Диалог», ни «Ростехнологиям». Но кто-то же должен платить за ошибки. Пока же, как известно, платят налогоплательщики. При этом парадоксальным образом большинство россиян разделяет навязанное представление о том, что автопром – стратегически важная и имиджевая для России отрасль. Если бы большинство было несогласно с этим заблуждением, «АвтоВАЗ» уже давно бы закрылся, ведь, как говорится, лучше ужасный конец, чем ужас без конца. Россияне до сих пор думают об «АвтоВАЗе» если не с надеждой, то с сочувствием: что делать со 115 тысячами работников, с многочисленными поставщиками, сетью дилеров… О снятии «АвтоВАЗа» с иглы государственных дотаций всерьез задумываются лишь специалисты и представители upper-middle класса. Основная масса населения, надо признать, поддерживает меры правительства и придерживается той логики, что если закрыть или продать «АвтоВАЗ», то нужно вешать замки на все заводы. После чего останется только пить кока-колу и делить деньги от продажи нефти. Проблема «АвтоВАЗа» не будет решена, пока не созреет общественное мнение. Как мне кажется, люди уже почти на грани. С каждым месяцем сторонников кардинальных мер все больше: освобождаться от непосильной ноши раз и навсегда, пусть и дорогой ценой. У таких людей уже есть понимание, что чем дольше процесс затягивается, тем дороже, в итоге, придется заплатить. Остальных к подобным мыслям может подтолкнуть еще несколько государственных траншей с большим количеством нулей, направленных в Тольятти.
«АвтоВАЗ» и автоамбиции
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
С точки зрения здравого смысла, «АвтоВАЗ» нужно банкротить, предварительно отделив от завода бренд «Лада»
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...