об электронных торговых площадках для размещения госзаказа:
Специалисты межотраслевой торговой системы «Фабрикант» провели экспертизу электронных торговых площадок, выбранных в качестве основных для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд распоряжением правительства № 755-р от 1 июня. По оценке экспертов МТС «Фабрикант», функционал трех площадок на сегодняшний день не соответствует действующему законодательству, а именно главе 3.1 Федерального закона о госзакупках (№94-ФЗ), регламентирующей размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
У выбранных площадок запутанный и непонятный порядок регистрации участников, незарегистрированные пользователи не могут ознакомиться с торгами. Ряд площадок принимает к работе электронные цифровые подписи, выданные определенным перечнем удостоверяющих центров, списки которых представлены на сайте оператора. Самый простой пример недоработанного функционала: некоторые сайты электронных площадок отображаются не во всех браузерах.
По сути, мы столкнулись с тем, что выбранные в качестве основных площадки имеют сырой и непроработанный функционал. Поэтому сразу возникает вопрос: по каким критериям отбирались эти площадки?
Мы считаем, что не следовало определять площадки для проведения торгов по госзаказам отдельным правительственным распоряжением. На наш взгляд, нужно разработать понятные критерии и требования, которым должны соответствовать электронные торговые площадки, и дать их на рынок всем участникам.
Несколько отобранных площадок не смогут провести через себя весь объем торгов по госзаказу – на сегодняшний день он составляет порядка 4 трлн рублей. Я считаю, что нужно разрешить каждому госзаказчику выбирать на конкурсной основе с учетом своей специфики и интересов оператора торговой площадки. Сейчас же рынок электронных торгов в сфере госзакупок уничтожается путем предоставления нерыночных преференций для некоторых его участников.
Кроме того, второй антимонопольный пакет предоставляет возможность получения 20% заказа естественных монополий малому бизнесу, что тоже может получить неожиданный результат. Что обычно закупают предприятия естественных монополий? Достаточно большую часть закупок монополий составляет сложное оборудование, химикаты, сырье, которые могут поставить и должны поставлять заводы-изготовители. Поэтому стоит задуматься о том, что нужно отдавать на откуп малым предприятиям, а что следует оставить у заводов-изготовителей. Регламентируя подобные поставки, правительство дает «зеленый свет» перекупщикам, которые на заводскую стоимость оборудования закладывают сверху свою «маржу» – 30 – 40%. Это тоже предприятия малого и среднего бизнеса. Другой вопрос – является ли поддержка таких представителей малого и среднего бизнеса государственной задачей? Думаю, что вряд ли.
Государству надо системно подойти к решению проблемы доступа предприятий к госзаказу. А сейчас мы видим, что, с одной стороны, государство декларирует передачу 20% заказа монополий малым предприятиям, а с другой – отсекает малый бизнес от госзаказа требованием предоставлять поручительства. Мы говорим о тех поправках в закон о госзакупках, которые вступили в силу с 22 августа. А ведь небольшой компании будет очень тяжело найти поручителя, отвечающего всем требованиям, особенно в период финансового кризиса и сокращения денежных потоков. Многие потенциальные участники электронных торгов по госконтрактам, как мне кажется, даже не будут предпринимать усилий по поиску поручителей. Что явно приведет к сокращению количества небольших компаний, участвующих в электронных торгах по госконтрактам.