В начале действия Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, безусловно, можно увидеть как положительные, так и негативные аспекты. К сожалению, на мой взгляд, есть все предпосылки для того, что минусов окажется больше, чем плюсов.
Да, отказ от внутренних таможен делает торговлю между странами беспошлинной, и это благо для потребителей.
С другой стороны, единое экономическое пространство предполагает не только ликвидацию пошлин между странами-участницами соглашения, но еще и гармонизацию законодательства. И вот это как раз фактор риска. Выбор страны и условий экономической игры – это один из немногих способов для бизнесмена противопоставить себя государству, проголосовать рублем. Если страны договариваются проводить единую политику, становится меньше стимулов заботиться о хорошем инвестиционном климате.
Самой влиятельной страной в Таможенном союзе по очевидным причинам является Россия, которая в то же время не отличается высокой степенью либеральности экономики, даже по сравнению с Казахстаном и Белоруссией.
Если посмотреть на статистику ВТО, из трех стран Таможенного союза именно в России самые большие средние таможенные пошлины, а измеряемый Всемирным банком рейтинг Doing Business свидетельствует о том, что Белоруссия и Казахстан с точки зрения ведения бизнеса выглядят значительно привлекательнее России. Боюсь, что в настоящее время ничто не говорит о том, что Россия стремится изменить экономическую ситуацию в сторону большей либеральности, и, вероятнее всего, это не лучшим образом скажется на Казахстане и Белоруссии, поскольку международные соглашения и договора, как известно, преобладают над национальными юридическими нормами.
Не может не расстраивать и то, что начало существования Таможенного союза омрачается проблемами с ввозом вина и телекоммуникационного оборудования. Очевидно, что по уму законы и правила должны вводиться только тогда, когда они основательно продуманы и проработаны. К сожалению, с российскими инициативами это происходит довольно редко.