Ющенко вместо Меркель | Переведи меня через Валдай

1 сентября и визит Путина в Польшу давно прошли, но споры польских политиков вокруг отношений с Россией в их исторической перспективе только обостряются. Приближается вторая важная для поляков дата – 17 сентября, 70-летие ввода советских войск в Польшу в 1939 г. и начало очередного раздела страны между Германией и Россией. Президент Качиньский и его партия Право и Справедливость (PiS) собираются использовать годовщину, чтобы хоть как-то отыграться за недавние внешнеполитические успехи своего главного оппонента премьер-министра Дональда Туска, лидера правящей партии Гражданская платформа (PO).

ЮЩЕНКО ВМЕСТО МЕРКЕЛЬ

День памяти 1 сентября на Вестерплатте стал настоящим триумфом внешней политики кабинета Туска, еще больше увеличив разрыв между рейтингами поддержки PO и PiS. Польша впервые за много лет оказалась в центре мировых СМИ, а приезд высокопоставленных гостей со всей Европы стал ярким доказательством ее статуса одного из основных участников Второй мировой войны. Большинство поляков хорошо понимают, что все это – результат мягкой внешней политики Туска. Возьмись за организацию Качиньский – и главными гостями были бы не Меркель и Путин, а Ющенко с Саакашвили. Во время церемоний прозвучала бы куча привычных обвинений в адрес России и Германии, но их в очередной раз никто бы не заметил. Братья Качиньские, которые помнят, что следующие президентские выборы в Польше пройдут уже в 2010 г., тоже стараются не упускать возможность воспользоваться историей для повышения своей популярности. Президент и младший брат Лех 30 августа, менее, чем за два дня до начала мероприятий на Вестерплате, когда все уже было спланировано и оговорено, призвал премьера Туска отменить визит в Польшу Владимира Путина. По мнению Качиньского, это было бы адекватным ответом, на антипольскую историческую пропаганду в российских государственных СМИ. Старший брат Ярослав Качиньский, лидер PiS, тоже атакует Туска за встречу с Путиным, не стесняясь в выражениях: «Зачем сюда приглашали Путина?». По его словам, Туск аморально воспользовался столь важной и трагичной для поляков датой ради решения мелких вопросов экономического сотрудничества с Россией.

ПЕРЕВЕДИ МЕНЯ ЧЕРЕЗ ВАЛДАЙ

Резолюция сейма по поводу событий 17 сентября 1939 г. предоставила Качиньским и PiS еще одну возможность показать себя главными патриотами Польши. Они не дадут оскорблять память павших от рук советов польских героев ради заключения нового договора о поставках российского газа. Фракция PiS, единственная из представленных в сейме, отказалась голосовать за текст резолюции, предложенной правительством и PO и предложила свой вариант. В ней парламентарии PiS обвиняют советскую армию в массовых убийствах, изнасилованиях и грабежах поляков и призывают руководство Польши противодействовать попыткам фальсификации истории в российских СМИ. А главное, события в Катыни, где в 1940 г. НКВД расстреляло несколько тысяч пленных польских офицеров, определяются как «геноцид польского народа». Против текста резолюции, предложенного PiS, выступили все остальные фракции сейма. Лидер фракции PO Збигнев Хлебовский заявил, что такой, «исполненный агрессии и злобы» вариант текста, «провоцирует конфронтацию с Россией». «Провокационной и не имеющей отношения к истории» назвали резолюцию PiS представители фракций социалистов и Польской народной партии. Главным оппонентом Качиньских стал вице-спикер сейма от PO Стефан Нещоловский. Он возражает против приравнивания советской оккупации к немецкой и расценивает события в Катыни как военное преступление, а не геноцид поляков: «геноцид – это уничтожение целой нации, а те из польских офицеров, кто согласились сотрудничать с коммунистами, выжили в Катыни. Неправда, что Советы проводили этнические чистки в Польше, это делали немцы». Несмотря на обвинения Качиньского в том, что PO помогает «Путину ввести в Польше московскую цензуру», отказ от термина «геноцид» поддержали родственники жертв погибших в Катыни. С помощью общества «Мемориал» они сейчас судятся с российской военной прокуратурой за реабилитацию репрессированных в Катыни поляков. Квалификация катыньских событий как геноцида лишает их всяких шансов выиграть дело, так как у российской военной прокуратуры достаточно доказательств того, что сталинские репрессии проводились без всякой связи с национальностью их жертв. Даже без поддержки парламентариев PiS, у трех остальных фракций польского сейма хватит голосов, чтобы принять вариант предложенный PO, поэтому курс Туска на нормализацию отношений с Россией, скорее всего, сохранится. Тем более, что Москва тоже подает Варшаве позитивные сигналы. В этом году на регулярную встречу Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай» впервые пригласили представителя Польши, бывшего премьер-министра Лешека Миллера.