об итогах первого года кризиса:
С одной стороны, компания сильно сократилась, на 60%. Это связано с уменьшением числа клиентов, заказов на наши услуги. С другой стороны, я считаю, произошло необходимое очищение, не только у нас, но и в бизнесе, оно должно было произойти. Компании не росли, не развивались, а распухали. Такое распухание, расширение, привело к тому, что утратились несколько основных критериев бизнеса, как, например, профессионализм. Люди повышались, принимались на работу и повышались, не по профессиональным качествам, а потому, что было необходимо расширение. Заказчики становились крупнее, они требовали более крупных проектов с нашей стороны, в подборе персонала, в оценке персонала, в консультировании. И под это было необходимо создавать более крупные группы. С другой стороны, было в определенной мере нравственное разложение, если можно так сказать, когда человек получал деньги, которых он не стоил. Потому что система переманивания постоянно повышала ставки. В этом смысле, я считаю, произошло профессиональное очищение. Появились люди, которые уже понимают, что надо не просто получать, а надо работать и зарабатывать. И это радует.
Я считаю, что реакция на кризис с нашей стороны была достаточно быстрой, мы начали какие-то изменения проводить еще до кризиса, летом 2008 года. Но для нас как руководителей тоже был урон. Выбор между желанием развиваться и осторожностью показал, что необходимо делать заделы и не расти бешеными темпами, даже если условия к этому подталкивают.
У нас есть уже и успехи, мы определились с тем, что надо делать в кризис. Первое – определить свою целевую аудиторию, изменить поиск клиентов. А второе – все-таки понять, какие услуги будут востребованы, на каких услугах нужно сосредоточиться. Мы это сделали, и сейчас у нас есть уже рост.