об итогах первого года кризиса:
Нам от кризиса, честно говоря, только хорошо стало, потому что электронная коммерция во многих крупных компаниях находилась в нерабочем состоянии. И только после кризиса корпорации, до этого избалованные большим количеством кредитных денег, начали по-настоящему работать, обратили внимание на электронную коммерцию. У нас огромное количество клиентов прибавилось, и нам это только в плюс, а не в минус. Мы от кредитных денег совершенно независимы, а в платежах наших клиентов проседания мы не видели. И в финансовом смысле мы только растем, нам бы пока не хотелось подводить итог и раскрывать процент роста, но он большой.
До кризиса ситуация была такой, что ходило огромное количество людей в белых воротничках, получали неизвестно за что огромные деньги, рисовали в Power Point очень красивые презентации, но, выражаясь русским языком, ни хера не делали. И в последнюю очередь они делали интернет-проекты. Честно говоря, оборота у многих компаний не было, и все их проекты в интернете были немного странными. Они напоминали работу ради работы, а не для того, чтобы зарабатывать. Соответственно, и мы не зарабатывали, потому что мы зарабатываем с оборота. А после кризиса, где-то полгода назад, люди взялись за ум. Пошел реальный прогресс в российских компаниях.
У меня исчезли пафосные посетители с большим количеством корпоративного бреда, но появились люди, которые понимают, что интернет-коммерция – нужная вещь. Недавно было до смешного: нам пришло письмо с требованием объяснить часовой простой нашей системы. Это была крупная государственная корпорация, не буду ее называть, у которой сейчас оборот по карточкам не то что копеечный, а просто смешной. Они только-только начали, там порядка $2000 в месяц. За время простоя они не могли потерять ничего, ну, от силы $3, но потребовали объяснения на официальном уровне. И я считаю, это хорошо, это значит, что они понимают и отслеживают, что делают, воспринимают это всерьез. Я доволен.
Тем ребятам, которые, как я, всю жизнь работали, было неприятно наблюдать, как по Москве ходят люди, которые не делают нихрена, но при этом как елки увешаны вещами, купленными непонятно на какие деньги и непонятно за что им доставшиеся.
Кризис очень хорошо сказался на том, что пропала истерика на рынке труда, у айтишников совершенно неадекватно росли зарплаты в Москве, у нас была большая проблема с наймом персонала. Ситуация одно время зашкаливала, примерно как с ценами на недвижимость – абсолютно неадекватная цена за квадратный метр. И то же самое происходило с зарплатами. Грубо говоря, ценники на людей были отмороженные, и отношение к работе было тоже отмороженным. Приходилось за всеми бегать и убеждать, что работа – это в принципе неплохая вещь, на ней надо что-то делать. Сейчас люди держатся за работу, и это хорошо. Раньше стремились даже на ту же зарплату уйти в другую компанию, где ничего не надо делать, совсем ничего. Сидеть где-то системным администратором и ничем толком не заниматься. Мы недавно уволили сотрудника, которому пришлось объяснять, что гениальность его – это хорошо, но надо что-то еще и работать. Он даже поехал в Америку в Google устраиваться и не прошел. Теперь, надеюсь, у него будет понимание, что гениальности мало, не будут без работы платить денег.