О российском рынке недвижимости как таковом говорить трудно. Всего несколько десятков компаний задают тон, сформировались мощные монополии, реальная конкуренция отсутствует, а все возникающие проблемы решаются нерыночным путем. Сегодня всем очевиден монополизм этого рынка, защищаемый высокими административными барьерами – в этом причина завышенных цен на жилье и многочисленных злоупотреблений со стороны застройщиков. С этой точки зрения, можно лишь приветствовать любые попытки снизить требования к застройщикам со стороны государства, ускорить процесс получения разрешения на строительство, упростить правила подключения к коммунальным сетям и так далее, что, безусловно, откроет путь на этот рынок множеству новых участников и позволит ослабить монополизм. Помимо демонополизации в строительном комплексе все это может привести и к другим позитивным изменениям, если новые правила действительно, как это планируется, заработают быстро, уже в 2011 году. Правда, я не исключаю, что период такой оттепели для застройщиков может завершиться очень быстро. Дело в том, что и сейчас, в условиях относительно жесткого государственного регулирования, качество строительства оставляло желать лучшего и построенное совершенно не соответствует по этому показателю ценам на рынке. Понятно, что еще большее ужесточение регулирования во-первых, негативно сказалось бы на отрасли, а во-вторых, качество домов не улучшилось бы, поскольку все равно нашлись бы обходные пути, позволяющие сэкономить, нарушив отраслевые стандарты. К тому же многие из строительных норм и правил были разработаны давно и не соответствуют современным требованием, а новое техническое регулирование – сильно запаздывает, что говорит о слабости саморегулируемых организаций в строительстве, которым, получается, новые стандарты не требуются. Поэтому, если разобраться, предлагаемое снижение контроля за строительством далеко – не самый лучший выход. Если застройщикам устроить вольницу, боюсь, не избежать колоссальных злоупотреблений, ошибок и неточностей в строительстве. Согласны ли мы получить трещины в только что построенных высотках и в целом увеличившийся риск возникновения аварийных ситуация в обмен на облегченную схему работы девелоперов, усиление конкуренции и, возможно, слегка снизившуюся стоимость квадратного метра в новостройках? Да, конечно, можно возразить, что все равно когда-то появятся отраслевые институты саморегулирования, которые смогут защищать качество строительства и дерегулирование будет способствовать конкуренции и появлению таких институтов. Но даже если они и появятся быстро, то, с учетом специфики капитализма в нашей стране, долгое время не смогут как-либо влиять на профессиональное сообщество застройщиков и их методы работы. Вот и получается: с одной стороны – монополизация строительного комплекса, коррупция и заоблачные цены на недвижимость, с другой – конкуренция, снижение цен, но и возросший риск аварийных ситуаций и злоупотреблений. Как быть? Очевидно, что жесткие государственные стандарты принять легче, чем накопить практику внутриотраслевого самоконтроля, так что надолго уйти от госрегулирования строительства, по-видимому, не получится. Именно поэтому, на мой взгляд, задуманная либерализация процедур и упрощение правил для застройщиков – положительная, но временная мера, и через 2–3 года начнется новый виток, когда правительство будет вынуждено ужесточить контроль за качеством строительства новых объектов. Дай бог, чтобы за это время монополия на рынке успела разрушиться, конкуренция – окрепнуть, а цены – упасть.