Придумать почту заново, чтобы победить Yahoo | Сидя на горе, наблюдать за борьбой поисковых сервисов | Заставить Internet Explorer работать против Microsoft | Поднимая шум из-за Google Voice, переделывать Google Maps | Убить чужим смартфоном | Увести книги легкой рукой

5 октября 2009 г. в новостных лентах появились сообщения о том, что Google перекупает у Microsoft высококлассных специалистов, но не разрешает им носить полученные у бывшего работодателя значки MVP – Most Valuable Professional. Кроме того, компания объявила о глобальной поддержке формата Flash в рамках проекта Open Screen Project. В минувшую пятницу Google изымал торрент-портал The Pirate Bay из запросов своего поисковика и совершенствовал безопасность почтового сервиса Gmail, днем раньше – стал фигурантом скандала с фишинговыми сайтами, а представители компании дискутировали с Apple о запрете приложения Google Voice.
Google неутомим: новости о его инициативах, действиях и проектах появляются ежедневно, это уникальная компания с жизненной позицией акулы, принужденной к постоянному движению. Владелец наиболее посещаемого сайта и самого могущественного бренда в мире, Google конкурирует со всеми крупнейшими IT-корпорациями – это бесконечная война, в которой компания Сергея Брина и Ларри Пейджа побеждает достаточно часто. Мастерство, с которым Google играет на «домашних полях» Apple, IBM, Microsoft невольно заставляет вспомнить о великих тактиках – Сунь Цзы или Чжугэ Ляне, которым приписывается авторство знаменитых «36 стратагем». Чтобы проверить справедливость этих сравнений, мы проанализировали последние шаги компании и переформулировали несколько древнекитайских стратагем в терминах Google

СТРАТАГЕМА №14

 
«ПРИДУМАТЬ ПОЧТУ ЗАНОВО, ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ YAHOO»
Почтовый сервис Gmail знаменит на весь мир, но он еще слишком молод: в отличие от конкурентов, которые начали набирать пользовательскую базу в 96 – 97 гг., аналогичная служба от Google открылась лишь в 2004 г. По данным comScore в августе 2009 г. в нем было зарегистрировано около 37 млн пользователей – это третий результат в мире после принадлежащего Microsoft Hotmail c 47 млн подписчиков и Yahoo c 106 млн аккаунтов. Однако за последний год доля Gmail увеличилась больше всех: число аккаунтов сервиса возросло на 47%, не в последнюю очередь благодаря Gmail Labs, проекту постоянного модернизирования Gmail.
Инновационные решения Google постепенно оттягивают подписчиков у конкурентных почтовых сервисов, но Google необходим качественный скачок. Его должен спровоцировать находящийся в стадии закрытого тестирования сервис Google Wave, который многие уже называют «электронной почтой, какой ее могли бы придумать сегодня». Соединив в единой среде почту, функции социальных сетей, мессенджеров и википедий, Google надеется организовать массовый исход подписчиков из морально устаревших серверов американских почтовых гигантов Yahoo, Hotmail и AOL. В первых числах октября 2009 г. компания набрала еще 100 000 участников для закрытого бета-тестирования новой службы.

СТРАТАГЕМА №9 

«СИДЯ НА ГОРЕ, НАБЛЮДАТЬ ЗА БОРЬБОЙ ПОИСКОВЫХ СЕРВИСОВ»
Интернет-поиск – единственная сфера деятельности Google, где компания выступает лидером, а не догоняющим. Поэтому для борьбы с конкурентами Google использует не столько креативные и новаторские решения, сколько оттачивает уже существующий инструментарий. В числе безусловно удачных находок Google в борьбе с Microsoft – колонка параметров поиска по типу контента, по времени его создания, по ценам товаров, к которой в начале октября 2009 г. добавили возможность поиска контента, созданного в последний час. С начала осени эту колонку можно видеть и в российской версии поисковика. Она расположена в точности на том же месте, где и настройки поисковика Bing, – слева от поисковой выдачи.
Утверждать, что настройки поиска оказывают прямое влияние на динамику популярности сервиса Google не стоит, однако, если судить по данным Statcounter, за последний месяц доля Bing опустилась примерно на 1%, а доля Google на 1% поднялась.

СТРАТАГЕМА №19 

«ЗАСТАВИТЬ INTERNET EXPLORER РАБОТАТЬ ПРОТИВ MICROSOFT»

«Google Chrome – это ошибка округления», – заявил глава Microsoft Стив Балмер, рассуждая о иерархии наиболее популярных в мире браузеров. По большому счету, он прав: хотя мировая доля IE упала уже до 59%, главным конкурентом браузера по-прежнему является Firefox, поднявшийся до 32%. Среди остальных альтернативных браузеров ни один не поднялся выше планки в 4%.
Отчаявшись поднять популярность своего очень неплохого браузера традиционными методами, в начале октября 2009 г. Google выпустил подрывной плагин Google Chrome Frame для Internet Explorer. Установив его как обычную программу для Windows и запустив привычный Internet Explorer, пользователь может смотреть сайты с помощью движка Webkit от Google, на котором основан Chrome. Как этот изящный ход сказался на мировом рынке браузеров, судить пока рано, но и Microsoft и разработчики Mozilla успели выступить с критикой начинания, заявив, что плагин снижает функциональность и безопасность IE. В Google заметили, что у доступной сейчас бета-версии, действительно, имеются недоработки, которые будут устранены к моменту релиза.

СТРАТАГЕМА

№6 
«ПОДНИМАЯ ШУМ ИЗ-ЗА GOOGLE VOICE, ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ GOOGLE MAPS»
Альянс Google и Apple разваливается на глазах, и разрыв одного из последних связующих компании звеньев происходит как раз осенью 2009 г. В первых числах октября достоянием публики стала информация о неприятной для Google сделке: Apple приобрела разработчика картографических систем PlaceBase. О совершенной еще в июле сделке стало известно совершенно случайно – из записи в Twitter основателя картографического проекта Openspaces.org. Apple не подтвердила и не опровергла этой информации, но, учитывая охлаждение между Google и Apple, создание собственной навигационной платформы для iPhone взамен Google Maps кажется очень вероятным. Зато внезапная отставка Эрика Шмидта, который был членом совета директоров Apple вплоть до августа 2009 г., и шумный летний скандал с запретом не такого уж популярного сервиса Google Voice на iPhone становятся вполне объяснимы.
Отвлекая внимание Apple публичными ссорами из-за Шмидта и службы Voice, Google готовила сюрприз для компании Стива Джобса. Поэтому в день известия о сделке между Apple и PlaceBase, Google объявила о разработке нового сервиса на основе Google Maps: под ее патронажем компания Micello предложит свой навигатор для внутренних помещений крупных зданий. Решительно расставшись с Google, Apple откажется и от совершенно уникального сервиса, который на данный момент просто не имеет аналогов в мире.

СТРАТАГЕМА

№3 

«УБИТЬ ЧУЖИМ СМАРТФОНОМ»
Помимо картографии, у Apple и Google множество поводов для конфликта. Их интересы пересекаются в строительстве удаленных офисов (Mobile.Me и Google Docs) и на рынке операционных систем: собственную Chrome OS Google обещает показать рынку в 2010 г. Однако еще одна очевидная причина ссоры Google и Apple – почти одновременный выход на рынок мобильных телефонов.
Стратегия Google – не заниматься производством мобильных устройств самой, ограничиваясь поставками лишь операционной системы и организацией центрального магазина приложений. Это очень удачное решение, ведь спустя три года и после запуска iPhone, тираж смартфона немного недотягивает до 30 млн экземпляров. Зато прогнозы для Android весьма позитивны, по самым скромному сценарию тираж телефонов с ОС от Google существенно превысит 10 млн экземпляров уже на второй год существования системы. В отличие от Apple, которая занимается производством и продвижением своего телефона в одиночку, за популярность гуглофонов будут бороться все крупнейшие производители сотового рынка – от Samsung до Motorola, исключая лишь Nokia.

СТРАТАГЕМА №12 

«УВЕСТИ КНИГИ ЛЕГКОЙ РУКОЙ»
Для стран с развитой культурой авторского права Google Books – совершенно фантастический сервис. Его суть состоит в том, чтобы пользователь мог бесплатно скачивать из Сети книги, авторские права на которые не установлены или уже не действуют, и недорого покупать остальные. В России его появление прошло почти незамеченным: в Сети и без Google Books достаточно обширных пиратских библиотек с бесплатными книгами на русском языке. Конфликты, разгоревшиеся вокруг Google Books по обе стороны Атлантики, нам непонятны, но они потрясают американский Конгресс, минюст и офисы книгоиздателей.
Столкнувшись с противодействием американских издателей, в прошлом году Google основал «Регистр книжных прав» (Book Rights Registry) и фонд объемом $125 млн, из которого планировал выплачивать гонорары авторам купленных книг. Эта форма работы с авторами, однако, не вполне соответствует американскому законодательству об интеллектуальной собственности, и минюст США оспорил ее в суде Нью-Йорка. Впрочем, даже если бы не проблемы с авторскими правами в Америке, Google нашел бы себе достаточно приключений в Европе: два французских издательских сообщества и издательство Seuil обвинили Google в том, что их авторы недополучили премиальных из Book Rights Registry.
Идея Google подмять под себя все «бесплатные» книги и уже на их основе выращивать собственный коммерческий «книжный», гениальна – странно лишь, что она не пришла в голову кому-либо еще. У нее есть лишь один недостаток – проект Google Books объединил в альянс трех интернет-гигантов, по бизнесу он потенциально может ударить: Microsoft, Yahoo и Amazon. Цена вопроса, между тем, велика. Продажи электронных книг в одном только магазине Amazon принесут в 2010 г. около $1,2 млрд. Переживет ли электронная библиотека от Google это противостояние, остается неизвестным. Первые судебные слушания по иску возмущенных конкурентов Google в Америке пройдут в ближайшие дни.