
об ограничении рекламы безрецептурных препаратов:
Я не думаю, что озвученный господином Беляковым процент смертей обусловлен приемом безрецептурных препаратов. Смерть пациента может с большей вероятностью вызвать неправильный прием рецептурных препаратов, а их реклама в общественных СМИ законодательно запрещена. Поэтому я считаю, что смертность россиян, вызванная самолечением, и реклама лекарственных средств, отпускаемых без рецепта, – вещи не взаимосвязанные. Любая подобная реклама проходит значительное количество обязательных согласований, в том числе юридических, – рекламное сообщение не должно противоречить инструкции лекарственного препарата, в ней не должно быть и слова, которое может быть двояко истолковано. Каналы, которые размещают рекламу, сами серьезно проверяют рекламные сообщения, потому что спорная ситуация может привлечь внимание ФАС, а это грозит большими штрафами. Так что все рекламные сообщения лекарственных средств, выходящие в СМИ, гарантированно проверенные. Думаю, что запрет – если он будет принят – только подстегнет волну самолечений, потому что если информацию о препаратах будут искать за пределами официальных источников, не факт, что она будет правильно представлена и истолкована, и процент негативных последствий от самолечения только увеличится. Информация нужна, хотя ее, конечно, нужно контролировать. Если мы хотим ориентироваться на Запад – там таких категоричных ограничений нет. Риск отравиться витаминами или средством от насморка – это не угроза для общества. Таблетки от головной боли не смогут серьезно замаскировать опухоль мозга, при этом врач не будет возражать против приема облегчающих боль препаратов, хотя, к, сожалению, в этом состоянии облегчить боли пациенту смогут только серьезные рецептурные средства. Я считаю, что это, скорее, популистское решение. Мы опять не с теми боремся – нужно бороться с непрофессионализмом в медицине, а не с рекламой лекарственных препаратов. Что касается выплат врачам за продвижение лекарств, – то, безусловно, это неэтично и неправильно. Но цивилизованные западные компании, как правило, этим не занимаются. Максимум, какой может быть маркетинговая активность этих компаний, направленная на работников здравоохранения, – это организация научных конференций, на которые приглашаются, в том числе, и зарубежные специалисты, где коллеги имеют возможность поделиться своим опытом и узнать о новшествах в медицине и фармацевтике. В подобного рода мероприятиях элемента подкупа нет, они лишь повышают образовательный уровень врачей и фармацевтов. Премьер говорил об организации мероприятий, не имеющих своей целью образование врачей, о так называемых «псевдосимпозиумах» и «курортах». Конечно, я не первый раз об этом слышу, но, повторяю, они не являются практикой для серьезных фармацевтических компаний.