Возврат к практике долгосрочных контрактов с заранее определенной формулой цен на металлы в интересах не только автопроизводителей, но и производителей металла тоже. Потому что если просто поднять цены, то в какой-то момент металлурги просто могут лишиться своих заказов. Эта мера уже принималась когда-то, и в результате нее никто не умер. Почему бы не сделать это еще раз? Если бы зарубежные производители автомобилей, которые их собирают на территории России, тоже пользовались бы отечественным прокатом, как это, например, собирается делать Hyundai, то все находились бы в равных условиях. А так, когда для наших автопроизводителей материал постоянно дорожает, то, наверное, это не очень правильно.
Я думаю, что эта инициатива не приведет к какому-либо дефициту металлов. Металлурги не могут остановить производство своей продукции: им тоже особо деваться-то некуда. Эта мера, конечно, бесчеловечна по отношению к ним, но не производить они тоже не могут.
Если зафиксированная цена на продукцию металлургов не будет выше, чем есть сейчас (металлурги ведь уже объявили о повышении цен), и если эта цена будет зафиксирована на долгий срок – то от этого все будут в плюсе. В частности, производителям автомобилей это даст возможность планировать стоимость своей продукции.
Вообще, принято считать, что металл является одной из ключевых составляющих стоимости производства автомобиля. Но это не совсем так. Тем не менее, для отечественных производителей, которые сами занимаются штамповкой, вероятно, это важный показатель.
С другой стороны, для того, чтобы снизить риски, им стоило бы работать с разными поставщиками металлов. Тем более что в долгосрочной перспективе металл все равно будет дорожать.
Кроме того, многие автопроизводители уже используют пластиковые элементы при производстве автомобилей, как, например, кузова, крылья, капоты. Почему их не начать использовать в отечественных автомобилях и таким образом снизить себестоимость?
Мне кажется, очень многое здесь зависит от того, какие реальные задачи ставят перед собой автопроизводители. И если они поставят перед собой задачу снизить себестоимость, они найдут способ, как это сделать.