Между Гамбией и Сальвадором | Ахиллес никогда не догонит черепаху? | Бумажным путем по этажам и кабинетам
На Тверском социально-экономическом форуме главы федеральных министерств и ведомств, региональные и муниципальные чиновники, эксперты, разработчики и интеграторы решений в сфере ИКТ будут подводить итоги «Стратегии развития информационного общества в России» и обсуждать проект программы на следующую семилетку (2011–2018).
МЕЖДУ ГАМБИЕЙ И САЛЬВАДОРОМ
С точки зрения законодательства и идеологического сопровождения государство для перевода страны на рельсы информационных технологий сделало очень многое. Всего в России действует около 200 законов, настоятельно рекомендующих введение электронного документооборота. Административная реформа вступила в завершающую стадию, большинство действий федеральных, региональных и муниципальных чиновников описаны административными регламентами. Словом, дорога для предоставления населению электронных госуслуг полностью открыта. Электронные правительство и государственные услуги – едва ли не самые модные тренды времени. Однако, несмотря на весомые сдвиги в законодательстве и позиционирование страны как полноправного члена мирового информационного пространства, очереди в приёмных российских чиновников пока не исчезают, а скорость предоставления государственных услуг населению, мягко говоря, не космическая. Отечественные госучреждения различного толка действительно довольно сильно отстают от зарубежных в плане информатизации и предоставления электронных услуг населению. По данным отчета «Глобальные информационные технологии» (The Global Information Technology Report) на 2009–2010 г., мы занимаем 80-е место по готовности к введению электронных госуслуг, находясь между Гамбией и Сальвадором.
АХИЛЛЕС НИКОГДА НЕ ДОГОНИТ ЧЕРЕПАХУ?
Еще год назад противники тотальной информатизации утверждали, что далеко не все россияне обеспечены доступом в интернет, умеют пользоваться компьютерами, и поэтому нецелесообразно тратить деньги и силы на перестройку работы ведомств под предоставление услуг в электронном виде. Однако, во-первых, технологическая база для электронных услуг есть во всей стране (об этом недавно уведомил главу правительства Владимира Путина министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев). А, во-вторых, проникновение интернета и распространение компьютерной техники среди наших соотечественников идет значительными темпами. Так, если в 2002 году всего 9% россиян имели дома компьютер или ноутбук, то в 2010 году их уже почти половина – 46%. То же касается выхода в интернет: в 2002 году доступ имели всего 4% населения, сегодня – почти 40% (до данным «Всероссийского центра изучения общественного мнения» (ВЦИОМ). Второй довод противников электронной революции – низкий уровень общей культуры пользования web-технологиями: якобы, рядовой гражданин не владеет навыками работы с информационными системами и не сможет грамотно сделать запрос или получить услугу. Утверждение, опять-таки, лукавое, так как большинство россиян с удовольствием пользуются автоматами моментальной оплаты, покупают электронные билеты на самолеты и поезда. Сегодня более 70 % всех оплат соотечественников проходят через электронные терминалы. Оформить запрос на госуслугу – не более сложная процедура. У общества есть спрос на услуги в электронном виде. Государство пока не в силах обеспечить предложение, потому что ведомства «заточены» под работу с бумагой.
БУМАЖНЫМ ПУТЕМ ПО КАБИНЕТАМ
Современные информационные коммуникации государство стремится использовать в качестве инструмента эффективного менеджмента. Любая смена стиля управления предполагает изменения в диалогическом поле. Между тем, большинство систем автоматизации оперирует лишь учетной информацией, однако общаться с населением на этом языке невозможно: граждане формируют свои запросы в виде неформализованных текстов, и даже разработка многочисленных электронных шаблонов не решит проблему. Еще одна сложность – отсутствие электронного банка данных и внутриведомственных электронных архивов требуют постоянного обращения к бумаге. На бумагу вообще «завязано» большинство препятствий, мешающих государству оказывать услуги населению легко и быстро. Во многих госструктурах отсутствуют системы автоматизации административных процедур. Это означает, что даже если в ведомство приходит документ в электронном виде, то он распечатывается и «шагает» на ногах чиновника по этажам и кабинетам прежним бумажным путем. Так называемые электронные административные регламенты, которые сегодня формально существуют в ведомствах, в лучшем случае реализованы в виде примитивного документооборота, а в худшем – являются всего лишь текстами в электронном виде. Типичные сложности, которые испытывает стандартное учреждение, увеличиваются в разы, если запрос на услугу требует взаимодействия между несколькими ведомствами. Сейчас де-факто большинство запросов населения обрабатываются и удовлетворяются в бумажном виде быстрее, чем в электронном. Согласно плану перехода на электронные госуслуги, который прилагается к распоряжению правительства №1555-Р, 74 услуги федерального уровня к концу 2014 года должны полностью оказываться в электронном виде. То, что это произойдет в указанный срок, вызывает большие сомнения, поскольку в настоящее время электронные услуги преимущественно сводятся к тому, что гражданин может найти ту или иную информацию, получить уведомление о том, что его запрос начал обрабатываться. Например, вместо возможностей подать документы на техосмотр или оформить приглашение на въезд в Россию, запланированных на февраль–март 2010 г., россияне могут только получить сведения об этих услугах. В стране достаточно ресурсов для масштабного перевода госуслуг на электронные рельсы: есть разработчики, технологии, спрос у населения. Существует также успешный зарубежный опыт электронного взаимодействия между населением и государством, которым также можем воспользоваться. В следующих публикациях мне хотелось бы поделиться суждениями относительно тех проблем и наработок, которые сегодня есть в области оказания электронных госуслуг. Все аспекты будут рассматриваться на примере анонимного и виртуально-условного города N, в котором есть администрация, учреждения, милиция, культурные объекты и т.д.